Читать не перечитать. Какие книги нужны украинским детям

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Книговед Юлия Козловец — о том, как при выборе детских книг родителям мешает личный читательский опыт, о чем предпочитают читать дети и о засилье книжного треша, которым легко испортить вкус

Related video
Fullscreen

КТО ОНА

Книго- и детовед. Родилась и живет в Киеве. Училась в КНУ им. Тараса Шевченко и КНЭУ. Преподавала математику, работала в сфере телекоммуникаций. Куратор детской программы Международного литературно-художественного фестиваля "Книжный арсенал"

ПОЧЕМУ ОНА

Хорошо ориентируется в трендах отечественной и зарубежной детской литературы, знает, о чем дети хотят читать

Отцы и дети

Как бы вы охарактеризовали современных детей?

— Они любознательные, открытые, раскрепощенные. Они умеют делать выбор, не боятся совершать ошибки, ценят личную свободу. Они любят играть, любят картинки и быстрый успех, умеют получать удовольствие. Не признают авторитетов, но прислушиваются к аргументам и объяснениям. Они бóльшие космополиты, чем взрослые. А еще они очень-очень разные.

Только ленивый сегодня не жалуется, что дети стали мало читать, что компьютер, интернет заменили книги. Так ли все страшно?

— Вопрос в том, чтó они читают. Интернет, компьютер, даже инструкция к очкам виртуальной реальности — тоже чтение. Обычно за словами "дети мало читают" скрывается взрослое "дети читают не то, что мы хотим, чтобы они читали". Тут есть и другая сторона медали: много ли читают сегодня сами взрослые? И что именно? Думающих людей, способных критически мыслить, воспринимать длинные тексты, формировать личное отношение к прочитанному вообще не очень много, к сожалению.

И все-таки формулировка "все пропало", на мой взгляд, далека от реальности. Изменился темп жизни, каналы передачи информации, ее объем, подача, изменились и книги, чтение.

Окружающий наших детей мир болен, это накладывает отпечаток на их характер и душу?

— А когда мир был другим? В шальные 90-е? В годы стабильного узкорамочного застоя? В сталинские времена? Во времена Второй мировой войны? Конечно, ребенок живет не изолированно, события и информационное поле оказывают на него влияние, повышенный уровень тревоги или стресса значимых взрослых неизбежно привносит в жизнь детей нервозность, беспокойство, неуверенность, панику. Первична семья. Это тыл, базис, залог стабильности, источник сил, якорь. В силах родителей снизить негативное влияние на ребенка кризисов и проблем внешнего мира.

Что интересует в книгах современного ребенка?

"За последние пару лет начали появляться книги на нетривиальные темы, которые ранее были практически табуированы в современном детлите: война, смерть, инвалидность, инаковость"

— Устройство мира, отношения между людьми, интересует будущее, хорошие истории. Не интересно то, что скучно, назидательно, плохо написано и проиллюстрировано, некачественно издано. К нам в "Чулан" приходят, например, подростки — они четко знают, чего хотят. Если они приходят без родителей, это особенно видно. Спрашивают книги о сверстниках и школе, фэнтези, книги о взаимоотношениях взрослых и детей, антиутопии, популярную психологию, им интересны самопознание и вопросы выбора будущей профессии. Малыши очень любят книжки-картинки, причем любят их долго и самозабвенно — "ура" родителям, которые дают им возможность насладиться этим совсем не тривиальным жанром, не обрывая просьбу или предложение консультанта в магазине купить такую книжку фразой "Мы это уже давно переросли".

То есть представления родителей и детей о детской книге серьезно расходятся?

— Да. Это очень часто случается. У родителей свое видение того, что правильно, интересно, полезно читать. Мало кто дает ребенку свободу выбора книг, не вмешивается в этот процесс. Конечно, вопрос финансовый тут имеет немалый вес. Но иногда наблюдать за бесцеремонным вторжением на эту личную территорию бывает не очень приятно.

Какова украинская книга для детей сегодня? Чем отличается от детской литературы, написанной десять, двадцать лет назад?

— Если сравнивать с книгой европейской, то наша литература более традиционная, романтическая. В свое время соцреализм с его давлением и идеологией зарегулировал детлит, и развитие пошло или в лирику, или, к сожалению, в графоманию. Родители, которые покупают книги детям, ориентируются на собственный читательский опыт, наработанный как раз пару десятков лет назад, часто ограничивают им доступ к определенным книгам, пытаясь защитить детей, опасаясь сложных тем. Соответственно, издатели по экономическим причинам тоже довольно долго не рисковали с этим. Но за последние пару лет начали появляться книги на нетривиальные темы, которые ранее были практически табуированы в современном детлите: война, смерть, инвалидность, инаковость... Новаторские форматы оформления изданий постепенно тоже стали интересовать и привлекать книголюбов, а потом уже этот интерес стал распространяться.

Это один из самых динамичных издательских сегментов, несмотря на все кризисы и трудности, мы переживаем рост детского книгоиздания, в первую очередь качественный. Влияют на это, по моему мнению, мировые тенденции и тот факт, что Украина сегодня открыта миру, издатели посещают мировые книжные фестивали, общаются с коллегами, оценивают тренды, достижения, воплощают все свои наработки в книги, которые издают. Настоящий бум сегодня на переводную книгу, и это, несомненно, постепенно начинает влиять и на местных книжных авторов. Уверена, что оказывает существенное влияние на этот процесс и "Книжный арсенал", ведь та высокая планка, которая задается форматом фестиваля, кураторским подходом, уровнем репрезентативности международных институтов, гостей, дает очень мощный толчок издательской инициативе, развивает читателя.

Fullscreen

Чего сейчас в Украине больше — плохих или хороших книг для детей?

— Параллельно с появлением и интенсивным ростом тайтлов разнообразных крутых и качественных книг треша хватает, к сожалению. Его много в массовой книге: кое-как слепленный "полиграфический продукт" с низкопробными иллюстрациями и графоманскими текстами заполонил полки супермаркетов, книжных раскладок на ярмарках "товаров народного потребления". Плохо это потому, что это очень массовое явление. Малыш из тележки супермаркета с интересом тянется за книгой и получает розовощекого колобка со стеклянными глазами — это извращает его начальное представление о книге, формирует дурной вкус. В то же время нехватка финансирования и отсутствие государственной программы поддержки библиотек, неработающая система книгораспространения, отсутствие арендных льгот книжным магазинам превращают достойную книгу в элитарный продукт.

Читать не перечитать

Рассказывает ли украинская детская книга о сегодняшней войне?

— Да, такие примеры есть. Их немного, и это, на мой взгляд, не так и плохо — вопрос острый, больной, рана эта кровоточит и беспокоит нас всех. В таких условиях сложно подбираются слова и рождаются образы, история обычно лучше видится и рассказывается по прошествии времени. Но есть, например, книжка Галины Кирпы "Мій тато став зіркою" — история девочки, папа которой погиб на Майдане. Думаю, с течением времени таких книг будет становиться больше.

В советское время был целый жанр детских книг о войне — начиная с биографической серии "пионеров-героев" и заканчивая Гайдаром и прочим действительно добротным худлитом. Как думаете, будет ли что-то подобное у нас о русско-украинской войне?

"Жизнь многогранна, кроме приключений и победы добра над злом, в ней происходят войны и разводы родителей, случаются смерти и проявления насилия, есть ЛГБТ и люди с инвалидностью — и детская литература должна говорить на все эти темы"

— Думаю, хорошо бы нам идти естественным путем развития, не ждать текстов, написанных на заказ, к конкретной дате и во исполнение некоего плана, как это зачастую бывало в советское время. Книги того периода, которые мы относим к настоящей литературе, писались потому, что не могли быть не написаны. Так же как и настоящие книги на другие темы. Детские книги о войне — это книги о человеке на войне, в конкретных военных обстоятельствах, ведь детям нужны истории, желательно без искусственного пафоса. Жизнь многогранна, кроме приключений и победы добра над злом, в ней происходят войны и разводы родителей, случаются смерти и проявления насилия, есть ЛГБТ и люди с инвалидностью — и детская литература должна говорить на все эти темы.

Кстати, какие из военных или героических книг советской эпохи вы порекомендуете?

— Я рекомендую читать книги разных авторов: советских, европейских, современных — составлять себе собственную картину из прочитанного, формировать личное отношение к этому.

Советую Голявкина, Кассиля, Шефнера, Окуджаву. "Дорога жизни" Ходзы, "Мальчик в полосатой пижаме" Бойна, "Дневник Анны Франк", "Сахарный ребенок" Громовой, "Облачный полк" Веркина, "Книжный вор" Зузака. Это все в основном подросткам, конечно. Для ребят немного помладше отличная книжка выпущена к прошлому "Книжному арсеналу" львовским издательством "Урбино" — "Ковчег часу" Марцина Щигельского, есть еще "Сталинский нос" Евгения Ельчина. Совсем малышам — например, прекрасная книжка-картинка "Роза Ривера, инженер" Андреа Бети, в которой война — фон, в центре как раз история, и в ней много подтем.

Как у нас обстоят дела с импортозамещением российской книги?

— Импортозамещение идет максимально возможными темпами, но есть реальные ограничения, которые скажутся, конечно, уже сказываются. Тут дело даже не в деньгах, а в нехватке кадров, времени — на замещение все-таки уйдут годы, притом что с детской литературой дела у нас обстоят лучше, чем со взрослой.

Какие жанровые и тематические ниши в современной украинской детской книге еще не заполнены?

— Только начала наполняться ниша для так называемой Young Adults аудитории, хотя в мире это уже давно очень мощный тренд. Детский нон-фикшн — популярная наука, околонаучные художественные книги, книги на совершенно разные познавательные темы (от жизни муравьев до устройства египетских пирамид) — изданное в этом жанре у нас можно пересчитать по пальцам. Желая привлечь внимание к этому вопросу и поддержать издания, которые вышли в этой нише, в этом году мы организовываем на "Книжном арсенале" нон-фикшн марафон с привлечением современных ученых, популяризаторов науки, которые работают над темами, созвучными темам изданных книг. Юный читатель очень ждет украинского автора, украинских текстов. 2016 год был, пожалуй, первым годом, когда ежегодная профессиональная премия "Рейтинг критика" могла действительно выбирать из изданных книг украинских авторов. Ждем развития этого тренда. Комиксы и графические романы — один из самых популярных жанров в мире — только начали преодолевать предубеждение в своей несерьезности и завоевывать признание у нас.

Fullscreen

Посоветуйте пять книг, которые обязательно должен прочитать ребенок.

— Чтобы советовать ребенку, хорошо бы что-то о нем узнать. Сколько ему или ей лет, какие интересы, хобби, какая книжка особенно понравилась за последнее время, чего бы хотелось… Поэтому пять книг — это как-то совсем ни о чем.

Если это малыш двух-пяти лет, то ему просто необходимы "Азбука" от "А-ба-ба-га-ла-ма-ги", серия книжек про Кучерявых Марьяны Прохасько и "Дуже голодна гусениця" Эрика Карла.

Если человеку 3‒6 лет, купите ему "Груффало" Джулии Дональдсон, книжки-картинки про Зубра Оксаны Булы, "День, коли олівці втекли" Дрю Дейволта и Оливера Джефферса.

Младшему школьнику придутся по душе книжки-билингвы издательства "Братське", серия про кротовое семейство Тараса и Марьяны Прохасько и отличный и разнообразный нон-фикшн Гжегожа Касдепке. Даже если вас что-то смущает, преодолейте свое недоверие и обязательно купите своему отпрыску совсем новую книжку о толерантности Ларисы Денисенко "Майя та її мами".

Подрощенному читателю 10‒12 лет нужны сказки Роальда Даля, книжки Ульфа Старка и самые разные энциклопедии "Дорлинг Киндерсли".

Почти взрослым — "Диво" Паласио, "Дом, в котором…" Петросян, "Середина світу" Штайнхефеля, "Бути мною" Анны Хеглунд и, конечно, Нил Гейман, и Сэлинджер, и Брэдбери, и еще много чего. Читать не перечитать.

Фото: из личных архивов