Выставка современного кино. 7 самых интересных событий фестиваля "Молодость"

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Приближается 48-й по счету кинофестиваль "Молодость", который пройдет в Киеве с 25 мая по 1 июня. Фокус выбрал самые необычные и интересные локации и мероприятия фестиваля.

Уже во второй раз фестиваль проводится не осенью, а в конце мая, так что изменения налицо. Если раньше синефил да и просто зритель ходил на это мероприятие за концентрированной порцией фестивальных хитов и осторожно совершал вылазки на территории других программ, то в последние два года "Молодость" — это суперпорция фестивального кино в принципе, феерическая барахолка, где можно за сущие копейки приобрести как настоящие сокровища, так и странные, не поддающиеся описанию объекты, назначения которых не знает никто. Разобраться в этом вряд ли кому-то под силу, но "Молодость", к счастью, традиционно делится на серию программ. Они успешно зонируют эту выставку современного кино на секции.

Фильм-открытие

Fullscreen

Притом что дальше вас ждут Сцилла авторского кино и Харибда экспериментального, 48-я "Молодость" открывается, наверное, одним из самых красивых своих жестов за многие годы — великой и действительно народной комедией Билли Уайлдера "Некоторые любят погорячее", также известной по советскому прокатному названию "В джазе только девушки", от которого, по-хорошему, пора бы уже отвыкать. Этому фильму исполняется 60. На экраны он вышел в 1959 году и с тех пор не состарился ни на один день. Уайлдер к тому времени заканчивал, наверное, самое сильное десятилетие своей карьеры, начавшееся удушающе гнетущим, но по-эпически величественным "Бульваром Сансет", и закончившееся кинолентой "Квартира", на протяжении которой сложно не смеяться и не плакать одновременно. Уайлдер был одним из немногих режиссеров мирового кино, которого без скидок можно назвать гением. Иногда недобрым, а подчас и угрюмым. Но именно он умел снимать одни из самых веселых и радостных комедий, среди которых "Некоторые любят погорячее" занимает центральное место.

Фестиваль фестивалей

Fullscreen

Эта традиционная программа — одна из самых популярных у зрителей. Здесь собираются бывалые и, главное, обвешанные наградами на престижных международных кинофестивалях фильмы. В нынешнем году тут не будет действительно громких имен — ставка в данной программе скорее на тех, кто скоро вытеснит с пьедесталов прежних мастодонтов кино. Например, это чилийка Доминга Сотомайор, которая становится все более заметной фигурой. Ее картина "Слишком поздно умирать молодой" расскажет собственную полуавтобиографическую историю трех подростков лета 1990 года — сразу после того, как в стране пала диктатура. "Воображаемую землю", фильм — победитель последнего фестиваля в Локарно, называют картиной, в которой смешаны стильный неонуар и социальный реализм. Он расскажет историю о следователе в городе-государстве Сингапуре, ищущем пропавшего человека.

Особое внимание: "Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары" — фильм одного из самых любимых на "Молодости" режиссеров, румына Раду Жуде. Он посвящен теме отрицания Холокоста, все больше набирающей обороты в Европе и актуальной для Румынии. Как режиссер Жуде может все, но особенно сильная его сторона — умение превращать острые политические темы в фильмы, где есть очень узнаваемые угрюмые ирония и сарказм. Хронометраж фильма — почти 2,5 часа — намекает, что утюжить тему и соотечественников Жуде будет основательно.

Скандинавская программа

Fullscreen

В нынешнем году сохранилась только одна из двух традиционных программ, собранных по географическому принципу, — скандинавская. Эта программа обычно одна из самых дружелюбных к зрителю на фестивале и может включать даже околожанровые фильмы. Например, в текущем году тут покажут шведский "Голиаф" Петера Гронлунда, рассказывающий о 17-летнем подростке, который учится жизни не самым лучшим способом, когда его отца садят в тюрьму, а он должен принять его не совсем законные дела. Совершенно зрительской выглядит и финская трагикомедия "Часть человеческая", герой которой обанкротился, но не признался в этом сестрам и родителям. С тех пор поддержание иллюзии о высокооплачиваемой работе и успешности стала его основным занятием, но все может рухнуть, если родители соберутся навестить его.

Особое внимание: исландский фильм "Дай мне упасть" — скачущая по временам история двух девушек, у которых начался бурный роман, когда им было по 15, сопровождаемый безумным образом жизни и большим количеством наркотиков. Спустя 12 лет они встретятся снова. Это кино — в какой-то степени реакция на резкий всплеск подростковых смертей из-за употребления опиатов в Исландии, а его режиссер вдохновлялся одним из самых откровенных фильмов о подростковой наркотической зависимости, немецким "Кристина Ф.". В общем, легко не будет, но обратить внимание стоит.

Полуночные показы

Fullscreen

Принцип новой для фестиваля секции будет понятен тем, кто просматривает программы крупных европейских и американских фестивалей, на которых довольно долго существуют "полуночные секции". Обычно в них показывают то, что в основные конкурсы брать — как бы дурной вкус, но пройти мимо тоже невозможно. Там встречаются и фильмы про зомби-апокалипсис и натуралистические драмы из жизни мира порно. К слову, в полуночных показах "Молодости" будет целых два фильма про порноиндустрию. Один из них — "Моуп" (от англ. mop — "тряпка") своим названием на это намекает. Ведь это самый нижний уровень актеров в порноиндустрии. Два персонажа фильма относятся именно к данной категории, но мечтают стать звездами. Этот фильм, премьера которого состоялась зимой на фестивале в Санденсе, описывает абсолютное безумие, начинающееся как комедия, а заканчивающееся как фильм ужасов. Понятно, что и то и другое в фильме будут крайне откровенным, учитывая тему. Основано на реальных событиях, между прочим.

Особое внимание: шведскую странность, как и все в этой программе, под названием "Коко-ди Коко-да" описывают как "День сурка", встретившийся с "Бабадуком". На место последнего можно подставить любой хоррор с запоминающимся монстром странного вида. В этом фильме Йоханнеса Нюхольма пару, выехавшую с палаткой на природу, чтобы поправить разваливающиеся отношения из-за смерти дочери, терроризируют три странных персонажа. Вернее, они их убивают. Без всякого повода и мотива. Снова и снова. Только наши герои в этой сказке о смерти и потере с каждым новым циклом ничему не учатся, как это бывает в более добрых фильмах, где герои попадают во временной цикл.

Специальные события

Fullscreen

В специальные события фестиваля вошли фильмы, которые ни в одну категорию не вписываются или фестиваль хочет их выделить особо. Некоторые можно было бы и не выделять, потому что их заметили бы в любой программе немедленно. Например, "Маленькая смерть" Анны Гислер — французское документальное кино, посвященное женскому оргазму. Как это в принципе можно пропустить? Рядом — кино из самой экзотической страны мира, если смотреть не на гео­графию как таковую, а на гео­графию кино: "Прекрасная коррупция" Евгения Дамаскина приезжает к нам из Молдовы. Тут же польский "Клир" Войцека Смажовского — трагикомедия про трех друзей-священников, которая в прошлом году побила в соседней Польше все кассовые рекорды и обзавелась скандальной аурой.

Особое внимание: показ на фестивале "Чужого" Ридли Скотта — не просто дань тому, что один из самых влиятельных хорроров всех времен и народов празднует в этом году 40 лет. Он приурочен к выставке работ Ханса Рудольфа Гигера, создателя дизайна ксеноморфа в этом фильме. Ретроспектива работ Гигера, к слову, продлится куда дольше, чем идет сам фестиваль: на творения швейцарца можно посмотреть с 30 мая по 30 июня в Довженко-центре.

FORMA

Fullscreen

А эта программа для настоящих самураев, которые ничего не боятся. Появившаяся в прошлом году, программа сразу показала, что пленных не берет, представив набор фильмов, которые были смелыми формальными (отсюда название) экспериментами с кино. Конечно, высидеть это может не всякий, но для тех, кто хочет понимать, какие протуберанцы выкидывает в наше время современное кино, эта программа необходима. Кроме того, обычно оказывается, что как раз из этих малоизвестных и часто не очень зрительских фильмов появляются рецепты, которые упрощаются и становятся самыми расхожими блюдами в массовом кинофастфуде. "Только не думай, что я закричу" — кино, составленное из эпизодов сотен других фильмов, на которые наложен авторский монолог о своей жизни. Премьера фильма состоялась в Берлине, после которой ни один критик так и не смог категоризировать, что же он такое увидел. Но, говорят, автор фильма особенно увлечен малоизвестными жанровыми фильмами 1970–1980-х годов, из которых мы увидим отрывков больше всего, а в целом фильм получился как любопытная автобиографическая медитация.

Особое внимание: "Наживка" — фильм о том, как современный туризм разрушает быт и образ жизни рыбаков на британском полуострове Корнуолл, родном для режиссера Марка Дженкина. Формально мелодраму "Наживка" описывают как дичайшее сочетание домашнего видео, эстетики полуразрушенного немого кино начальной эры и стилистики примитивизма. Этот фильм снят на 16-мм камеру "Болекс", фактически аматорский инструмент, а затем проявлен с характерными для старой пленки царапинами.

Столетие и In Memoriam

Fullscreen

Эти программы, первая из которых отмечает столетние юбилеи выдающихся деятелей кино, а вторая вспоминает о недавно ушедших, — настоящий отдых для тех, кому страшно заглядывать в современное фестивальное кино. В этом году в программах одни из самых нежных и пронзительных фильмов Федерико Феллини: "Дорога" — в честь столетия его продюсера, великого Дино ди Лаурентиса, и "Тупик" Романа Полански — в честь британского актера Дональда Плезенса. Из ушедших от нас "Молодость" вспоминает Аньес Варда с "Жако из Нанта" — фильмом-биографией ее мужа Жака Деми, который она начала снимать незадолго до его смерти. Ушедший от нас в прошлом году Милош Форман представлен в программе фильмом "Отрыв", его первым после переезда в США. Это не самый известный фильм режиссера, но такое легкое кино куда интереснее, чем его признанные шедевры-тяжеловесы.

Особое внимание: полностью избежать шока и трепета даже в этой программе не получится, потому что в нынешнем году исполняется 100 лет знаменитому оператору Саша Гитри. "Молодость" покажет его работу в фильме великого и ужасного Питера Гринуэя "Зед и два нуля", одну из самых точеных и извращенных историй этого британского режиссера, одержимого сексом, смертью, симметрией и классической живописью.