Стать Джокером может каждый. В чем секрет феноменального успеха фильма об убийце-психопате
На этой неделе подходит к завершению прокат нашумевшего Джокера. Фокус анализирует, как фильм о психопате, да еще с ограничением 18+, смог так впечатлить зрителей во всем мире и собрать почти рекордную кассу
Сначала – чистая кинематография. Как продукт специалиста фильм Тодда Филлипса вызывает восхищение, это надо признать без жалких попыток замаскировать свой восторг. Все, что касается того, как сделано, близко к безупречности. Подобного результата мог достичь только человек, который много месяцев жил и спал с Джокером (в лучшем смысле этого слова), прочувствовал его до последнего нейрона и представил с выразительностью, возможной лишь в рассказах об очень близких людях. Плюс высочайший профессионализм. Техника Филлипса изумительна, он прекрасно знает, как и что снять для достижения единственно нужного ему результата, он ходит кратчайшими тропинками между своими образами и зрительскими мозгами. Безусловно, Джокер – кинематографическое явление, о котором будут вспоминать годы спустя, и никакие упреки во вторичности (например, в подражании Мартину Скорсезе) этому не помешают.
Поэтому Джокер уже оказал такое глубокое воздействие на отрасль. По состоянию на 21 октября его мировые сборы составили почти $740 млн. Это 9-е место среди экранизаций комиксов мира DC Comics и 4-е место в истории среди фильмов с возрастным ограничением 18 лет (после двух Дэдпулов и второй части Матрицы, но на вполне короткой дистанции, позволяющей надеяться на 1-е место в весьма обозримом будущем). Джокера как явление оценило множество воротил кинобизнеса, впечатленных коммерческим потенциалом материала, вроде бы неудобоваримого для широкой аудитории. Высокую оценку ему дали и актеры, среди которых выделим мнение Джоша Бролина: Для того чтобы оценить Джокера, вы должны либо сами пережить нечто столь же травматическое в своей жизни (а мне кажется, у большинства из нас что-то такое было), либо понять того, кто пережил нечто сопоставимое.
Тут мы перемещаемся в мир психологии и приводим еще одну цитату, на сей раз – человека, не имеющего никакого отношения к кинематографии. Это британский профессор нейрокриминологии Эдриен Рейн. Оценивая то, как представлен персонаж Хоакина Феникса, он говорит: "На протяжении 42 лет я изучал причины преступления и жестокости. И при всем своем опыте, смотря этот фильм, я думал: Вау, какое откровение! Мне надо купить его, нарезать на клипы и с их помощью иллюстрировать случаи из моей практики. Это величайшее образовательное средство для тех, кто изучает механизм формирования убийцы". Таким образом, силой Джокера оказывается его психологическая адекватность тому, что можно встретить в жизни, как это ни странно прозвучит для такого индивидуально повернутого персонажа.
Эффект Джокера столь силен как раз по этой причине: фильм играет на струнах миллионов людей, будоража их скрытые страхи, резонируя с их скрытыми импульсами. Это переносит нас в сферу социального, куда фильм вторгается безо всякого стеснения, как юный хам с бейсбольной битой – в приличный бар с плохой охраной. Для современной Америки (да и разве только для нее?) одним из главных общественных страхов стала боязнь перед массовыми расстрелами, а шире – перед индивидуальным терроризмом. Такие акции, как правило, творят люди, подобные Артуру Флеку, – со сбитыми набекрень мозгами, страдающие от общественного невнимания, желающие доказать собственную значимость. Но социальный смысл Джокера обнаруживается даже на более глубоких слоях. Его мы отлавливаем в высказывании Мики Айтрихта, редактора Якобинца, социалистического нью-йоркского журнала (бывает и такое!): "Я поражен, насколько медиа не понимают месседжа этого фильма. Мы получили прямое осуждение американской безжалостности: как она оставляет страдать уязвимых, даже не думая о создании необходимых им ресурсов, и как это в итоге создает ужасные последствия для остальных членов общества".
Читайте также: Вверх тормашками. Три лучших фильма октября, не попавшие в украинский прокат
В этой цитате – ключ к пониманию того резонанса, который вызвал Джокер. Так или иначе, история Артура Флека касается каждого из нас, даже если кому-то кажется, что фильм – о персонаже, подобного которому в жизни никогда не встретишь. В сущности, стать Джокером может каждый, нужны лишь подходящие обстоятельства. И самый преуспевающий и благополучный из зрителей чувствует это, в итоге ощущая какое-то смутное беспокойство. И скрытая тревога не позволяет никому абстрагироваться от Джокера, махнуть на него рукой и поскорее забыть. Такое не забудешь…