Старые начинают и выигрывают. Как скандалы сотрясают кинопремию "Оскар"

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Фокус выяснил, чем кинопремия "Оскар" не устраивает американское общество и на какие фильмы ставят критики и киноманы

Скандалы — такая же давняя и непременная традиция кинопремии "Оскар", как и выходы звезд на красную дорожку. В новейшей истории награды наиболее масштабным стало движение за разнообразие, начавшееся в 2012 году. Большое жюри киноакадемиков, голосующее за номинантов и победителей премии, обвиняли в том, что они не поддерживают идею разнообразия в киноиндустрии и не отмечают фильмы, снятые женщинами и афроамериканцами. Скандал вызвало расследование издания Los Angeles Times. Журналисты подсчитали, что 94% киноакадемиков — белые, 77% — мужчины. Возникла дискуссия о том, что белые мужчины выбирают кандидатов на премию согласно расовым предубеждениям. Так что кинокритики и представители индустрии высказывались о необходимости разнообразить жюри, чтобы в нем было больше женщин и представителей национальных меньшинств. Процесс обновления академии начали в 2013 году, к уже имеющимся шести тысячам "старых академиков" пригласили две тысячи новых. К 2020-му президент киноакадемии Шэрил Бун Айзекс обещала историческое изменение — удвоить количество женщин и представителей нацменьшинств.

Однако смена состава жюри на фильмы, которые оно выбирает, никак не повлияла. В 2015 году грянул бойкот кинопремии под хештегом #OscarsTooWhite, или "Слишком белые Оскары", когда все номинанты были белыми, из-за чего церемонию награждения бойкотировали темнокожие знаменитости, в том числе режиссер Спайк Ли и актер Уилл Смит. Их поддержали некоторые белые коллеги. К примеру, актер Дэнни де Вито высказался о расистских тенденциях "Оскара", которые отражают настроения в стране. Наступил обещанный киноакадемией 2020-й — год исторических изменений. Но обсуждение номинантов предстоящей церемонии все так же происходит под хештегом "слишком белого", ведь большинство из фильмов рассказывают "истории белых мужчин".

Хронически мужское

Оскар, кинопремия, скандалы, кино, киноиндустрия Fullscreen

В американской киноиндустрии не первый год идет борьба за разнообразие. Появляется больше женщин-режиссеров, фильмы о проблемах маргинальных социальных групп. Однако эти тенденции не повлияли на выбор претендентов на "Оскар"-2020. Наибольшее количество номинаций получили четыре фильма, не затрагивающие эти темы, а во всех них в главных ролях снялись белые мужчины. 11 номинаций у "Джокера", триллера о главном злодее из бэтменовской вселенной, которого сыграл Хоакин Феникс. По десять номинаций у "Ирландца", фильма о трудной судьбе мафиози в Америке; "Однажды в… Голливуде" о вышедших в тираж актерах 1970-х, с Леонардо ди Каприо и Брэдом Питтом; а также военная драма "1917" о Первой мировой войне. Все эти фильмы сняты белыми режиссерами-мужчинами.

Выбор киноакадемиков в либеральной американской прессе яростно критикуют, но на этот раз до бойкота не дошло, поскольку реверансы меньшинствам жюри все-таки сделало. Так, шесть номинаций, в том числе в главных категориях на лучший фильм и режиссуру, получил фильм "Паразиты" южнокорейского режиссера Пон Джун Хо. Он один из фаворитов кинопремии, поскольку уже получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах и "Золотой глобус". Реверансом афроамериканцам стала британская актриса с нигерийскими корнями Синтия Эриво с двумя номинациями: на лучшую актрису — за главную роль в фильме "Гарриет" о рабстве в США, и на лучшую песню, из того же фильма.

Выбор киноакадемиков вызвал большое неудовольствие у феминистически настроенной аудитории. Да, среди номинаций премии есть традиционные награды за женские роли — главную и второго плана, однако в киносреде их считают второстепенными. Тогда как на главные "Оскары" за лучший фильм и режиссуру женщин номинируют крайне редко. По официальной статистике оскаровского комитета, за всю историю премии в категории "главный фильм" номинировались всего 13 картин, снятых женщинами. Из них только двух режиссеров выдвигали на звание лучшего, и лишь одна женщина получила эту награду. Это была Кэтрин Бигелоу, которая взяла статуэтку в 2009 году за фильм "Повелитель бури" о войне в Ираке.

Знай свое место

Оскар, кинопремия, скандалы, кино, киноиндустрия Fullscreen

Кульминационный момент "Оскара", церемонию вручения статуэток, оценивают неоднозначно. Это помпезное мероприятие, которое в этом году транслируют в 225 странах, пользуется популярностью из-за выходов на красной дорожке — аудитория активно следит за нарядами и стилем звезд. Тем не менее в прошлые годы рейтинги трансляций церемонии стремительно снижались из-за длительности и затянутости. В прошлом году организаторы решили сократить церемонию: отказаться от ведущего и уменьшить время выступлений победителей до 90 секунд. Это помогло, но частично — в 2019-м трансляция все равно длилась более трех часов.

Зато отказ от ведущего организаторы признали успешным, в этом году его тоже не будет. Вместо этого номинантов и победителей представят их коллеги по цеху — актеры, обладатели "Оскаров" прошлого года. Чтобы сгладить "расистский" эффект от номинантов на премию, список тех, кто объявляет победителей, делают разно­образным, приглашая звезд других национальностей. Это будут, к примеру, афроамериканец Махершала Али, Минди Кейлинг индийского происхождения и Рами Малек с египетскими корнями. Такой подход практикуют организаторы не только "Оскара", но и других престижных наград. Но публику и самих актеров они не успокоят. Так, буквально за несколько дней до "Оскара", 2 февраля, вручают BAFTA, премию британской киноакадемии. Список номинантов этой премии практически один в один повторяет оскаровский. При этом Синтия Эриво, в отличие от "Оскара", не получила ни одной номинации на родине. Зато ее пригласили на церемонию, чтобы она спела в перерыве между награждениями. Эриво публично отказалась, мотивируя это тем, что ее выступление "не представит темнокожих людей в правильном свете" и она не хочет быть трюкачом, развлекающим важных гостей на вечеринке.

"Не смотрел, но осуждаю"

Оскар, Стивен Кинг Fullscreen

Напряженности дискуссии вокруг "Оскара" добавил писатель-фантаст Стивен Кинг, входящий в жюри киноакадемиков. В своем аккаунте в "Твиттере" он написал, что в оценке искусства для него важно только качество и никогда — разнообразие. "Мне кажется, что делать иначе было бы неправильно", — уточнил писатель. Его немедленно раскритиковали в соцсетях за противопоставление качества и разнообразия, как будто фильмы, в которых участвуют цветные актеры, непременно плохие. Кинг пошел на попятную и написал оправдательную колонку в The Washington Times о том, что мир все еще несовершенен и "Оскары" дают в угоду белым людям. Этот инцидент стал поводом поговорить о другой хронической проблеме кинопремии — низком качестве некоторых номинантов, которых отбирают недостаточно тщательно. К примеру, фильм "Звездные войны. Скайуокер. Восход" заявлен сразу в трех номинациях на "Оскар". И хотя он собрал более $1 млрд кассовых сборов, кинокритики признали его далеко не лучшим фильмом саги. А на специализированном ресурсе Rotten Tomatoes картина получила лишь 53% одобрения, самый низкий рейтинг среди "Звездных войн" за последние годы.

В связи с этим возобновился старый скандал вокруг киноакадемиков: анонимно многие из них признают, что смотрят далеко не все фильмы, которые выдвигают на "Оскар". Поэтому выдвижение кандидатов получается тенденциозным: часть киноакадемиков голосует за те фильмы, которые на слуху и им понравились, а часть — за те, которые умиротворят общество. Так было, к примеру, с фильмом "12 лет рабства", которому поставили галочки не глядя, потому что его сюжет был об актуальной расовой проблеме. Возмущаясь таким положением вещей, актриса Кэрри Маллиган предложила изменить правила голосования. По ее мнению, киноакадемики должны предъявлять некие доказательства того, что они фильм посмотрели, и отказывать в доступе к голосованию, если они этого не сделали.

За Дженнифер обидно

Оскар, кинопремия, Дженифер Лопес Fullscreen

Недовольство кинокритиков и прессы номинантами выразилось еще и в том, что, по их мнению, многие достойные картины прошли мимо внимания отборщиков. Больше всего обидно за Дженнифер Лопес, которую не выдвинули на "Оскар" за роль второго плана в фильме "Стриптизерши" (в украинском прокате он шел под названием "Шахрайки з Волл-стріт"). По единогласному мнению специалистов, Лопес отлично сыграла в этой картине и ее обошли незаслуженно. "Значит, качественной работы недостаточно, чтобы человека номинировали. В этом году многих талантливых людей упустили из виду", — рассказала изданию The Hollywood reporter Эйприл Рейн, блогер и активистка, которая в 2015 году придумала хештег #OscarsSoWhite.

Грустной иронией критики называют и то, что на "Оскар" не номинировали певицу Бейонсе за ее песню для новой версии мультфильма "Король Лев". Вместо этого в списке номинантов есть певец Элтон Джон за музыкальную работу к фильму "Рокетмен", который в 1995 году получил статуэтку за композицию Can You feel the love tonight, звучавшую в оригинальном "Короле Льве".

Оскар, кинопремия, скандалы, кино, киноиндустрия Fullscreen