Курс на поражение. Валютные войны продолжатся и в 2011 году
Большинство стран продолжат выводить экономики из кризиса и добиваться для себя выгод с помощью курсовых скачков
Скачки курсов валют в уходящем году стали головной болью как для предпринимателей, закупающих товары за рубежом, так и для простых украинцев. В начале лета курс евро резко упал с отметки 10,5 до 9,5 грн./евро. А в октябре–ноябре начал стремительно расти, перевалив за 11 гривен. "Это были отголоски тех валютных войн, которые в это время шли на мировых валютных рынках", – говорит партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман.
Валютные войны охватили мир и даже стали причиной двух встреч представителей G-20, на которых мировые лидеры искали выход из ситуации. "Попытка поддержать экспорт за счет девальвации валюты в одной стране натолкнется на подобный ответ других стран", – заявил глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. Проигравших в этой войне достаточно, в том числе и Украина может пострадать от курсовых скачков и следующей за гонкой девальваций инфляции.
История атак
К искусственному снижению или увеличению стоимости своих денег центробанки прибегали давно. Дорогая валюта – это своеобразный индикатор стойкой экономики. От этого выигрывают люди, покупающие импортные товары или путешествующие в другие страны. Однако в первую очередь дешевые национальные деньги на руку компаниям-экспортерам – их издержки внутри страны снижаются, а прибыль растет, а также внутренним производителям – их товарам легче конкурировать с импортной продукцией.
ФокусуЛетом руководство Федеральной резервной системы заявило, что через несколько месяцев начнет скупать проблемные активы и, возможно, выбросит на рынок несколько сотен миллиардов долларов. Из-за этого к середине октября курс доллара достиг десятимесячного минимума по отношению к корзине мировых валют и 15-месячного минимума по отношению к японской иене. Страны, чьи валюты резко подорожали, пошли на контрмеры – например, Япония в сентябре выбросила на рынок 2,1 трлн. иен ($25 млрд). Еще $28,74 млрд. потратили на поддержку своих валют Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань, Бразилия и ряд других стран.
Международные институты не смогли сдержать курсовую гонку. О валютных войнах говорили на встрече министров финансов "большой двадцатки" и даже согласились с тем, что бесконтрольная девальвация валют приводит к раскручиванию инфляции. Что не помешало США через несколько дней после этой встречи подтвердить свои планы эмитировать $600 млрд. на протяжении 8 месяцев. В руководстве Евросоюза сразу же заговорили о том, что это решение – удар по их интересам, а значит, Европейский Центробанк должен прибегнуть к ответной девальвации.
Курс в перспективе
В следующем году валютные войны будут провоцировать разрыв между восстановлением экономик Европы и США и разницу между финансовым состоянием развитых и развивающих стран. Эти противоречия можно компенсировать, в том числе, за счет курсовых изменений.
Главным раздражителем по-прежнему остается США, где глава ФРС Бен Бернанке не отказывается от планов выпустить $600 млрд. Причиной он называет низкие темпы роста экономики и уровень безработицы, достигающий 10%. На самом деле, уверены экономисты, низкие, по мнению Бернанке, темпы восстановления – одни из самых быстрых в мире. Что, собственно, и делает доллар более привлекательной валютой, повышая его стоимость.
Напечатав "горячие" доллары, считает г-н Найман, США попытаются выпустить пар, направляя эти деньги в развивающиеся страны, которые, в свою очередь, постараются перекрыть свои рынки от спекулятивного капитала. Например, уже сейчас в Бразилии есть ограничения по притоку валют. "Если им это удастся, тогда избыток доллара будет давить на валюты других развитых стран, например, на евро, иену или фунт, повышая их стоимость", – уверен финансовый эксперт. Соответственно, эти страны будут пытаться сбить цену своих денег валютными интервенциями.
Следом за валютами развитых стран, как и осенью, девальвировать могут и валюты стран развивающихся. Например, накануне отставки глава Нацбанка Украины Владимир Стельмах уже заявил, что "если США и их партнеры будут девальвировать свои валюты, мы тоже будем защищать свою экономику. Курсовой способ защиты – самый легкий".
Наталия Гузенко, Фокус
Глобальный дисбаланс
Профессор экономики Нуриель Рубини об опасности валютных войн:
– Все играют в игру, в которой некоторые потерпят поражение. Сегодняшняя напряженность обусловлена невозможностью восстановления глобального равновесия. Чрезмерно тратящие страны, такие как Соединенные Штаты и другие "англо-саксонские" экономики, которые использовали финансирование за счет внешних кредитов, сейчас должны больше экономить и меньше тратить на внутренний спрос. Для поддержания экономического роста им нужно номинальное и реальное обесценивание их валют, чтобы уменьшить свой торговый дефицит. Но чрезмерно экономившие страны, такие как Китай, Япония и Германия, у которых было положительное сальдо по текущему счету, сопротивляются повышению номинальной стоимости своей валюты.
Китай делает все возможное, чтобы противостоять повышению курса юаня и таким образом поддержать свой экспорт. В результате, большинство развивающихся экономик сейчас точно так же волнуются по поводу повышения стоимости своей валюты, чтобы не потерять конкурентоспособность по отношению к Китаю, и агрессивно вмешиваются и/или навязывают контроль над капиталом с целью уменьшить давление, вызванное ростом обменного курса своих валют. Проблема в том, что не все валюты могут быть слабыми в одно и то же время: если одна слабее, другая по определению должна быть сильнее. Точно так же не все экономики могут улучшить чистый экспорт в одно и то же время: глобальный экспорт должен быть равен нулю. Поэтому не все войны, связанные с девальвацией с целью повышения конкурентоспособности, в которые мы можем вступить, являются игрой с нулевым исходом: приобретение одной страны является потерей для какой-нибудь другой. Последняя угроза Китаю из Конгресса США свидетельствует о том, что в конце концов валютные войны приводят к войнам торговым. С 10-процентным уровнем безработицы в США и таким же уровнем экономического роста Китая единственная загадка заключается в том, что грохот от барабанов торговой войны не больше, чем сами барабаны.
По материалам Project Syndicate