Виноделы опасаются, что вступление Украины в ВТО уничтожит их отрасль
Но чиновники и крупные производители уверены: под угрозой только некачественные напитки
Вадим Бадашин, председатель Клуба банковских информационных технологий, глубоко убежден, что жители Украины должны пить отечественное вино.
– Мне трудно представить венгра или болгарина, которые предпочитают вино иностранного производства. Я уже не говорю о французах и греках – они пьют только свои вина! – рассуждает он, потягивая крымское красное сухое.
Виноградный Майдан
Но нынешним летом над украинским хмельным продуктом нависла угроза. По крайней мере, так утверждают виноделы. Чтобы обратить внимание общественности и властей на свои проблемы, они идут на радикальные меры – проводят пресс-конференции с громкими названиями вроде "Государство умывает руки украинским вином" и даже обещают выложить виноградом на столичном Майдане имена политиков, которые вредят отрасли.
Причину неминуемой гибели отечественного виноделия усматривали в первую очередь во вступлении Украины во Всемирную торговую организацию. "Нас присоединили к ВТО, но даже не дали времени на адаптацию!" – жалуется первый заместитель гендиректора корпорации "Укрвинпром" Владимир Кучеренко. По его словам, большинство стран, вступавших в международный торговый клуб, получали для своего виноделия длительный переходный период и солидную государственную поддержку.
"В Европе катастрофическое перепроизводство вина"
Украина же, согласно условиям ВТО, должна снизить таможенные пошлины на импортные вина почти в 10 раз уже с 1 января 2009 года, а пошлины на ввоз коньяка с 2011-го отменить вообще. Это значит, что бутылка импортного вина стоимостью до 100 грн. в рознице может подешеветь в среднем на 20 грн., коньяка – на 15.
При этом специалисты утверждают, что цены на вина дорогого сегмента из Франции, Италии и Испании сразу не снизятся – на этот продукт есть платежеспособный спрос, а потому вряд ли импортеры откажутся от дополнительной маржи. По словам виноделов, больше всего пострадают украинские производители вин и коньяков, продукция которых представлена в среднем ценовом сегменте. Для вин это 40–60 грн., для коньяков – 100–150 грн. за бутылку.
Поток с Запада
Импортеры действительно способны залить Украину вином и коньяком среднего ценового сегмента. Причем река эта будет полноводной.
– В Европе катастрофическое перепроизводство вина. И именно низкого и среднего ценового сегмента. Теперь оно сможет беспрепятственно попадать на наш рынок, – объясняет Владимир Кучеренко, стоя посреди винотеки Коктебельского завода марочных вин.
Впрочем, на заводе "Коктебель" аббревиатура ВТО не вызывает ужаса, хотя здесь производят вина в основном среднего ценового сегмента.
– У нас есть свой лояльный покупатель, а этот сезон вообще оказался очень хорошим по продажам, – говорит председатель правления завода Александр Гаран.
Не опасается конкуренции со стороны иностранцев и директор по производству Первого национального винодельческого холдинга (ТМ "Инкерман") Лариса Шимчук. Она убеждена, что сильные и честные производители выживут даже в условиях жесткой конкуренции со стороны подешевевших импортных вин.
– По крайней мере, первая тройка прославленных украинских производителей вина ("Инкерман", "Массандра", "Коктебель". – Фокус) точно не боится никакого ВТО, – утверждает г-жа Шимчук.
Камень в бутылке
Правда, согласно правилам ВТО, все производство вина должно соответствовать мировым стандартам, поэтому нашим предприятиям грозит обязательная и довольно жесткая сертификация. В первую очередь это коснется так называемого первичного виноделия, то есть выращивания винограда, ведь международные требования к посадкам виноградников очень строгие. Но и сертификация производства самого вина будет не менее строгой.
Впрочем, по некоторым параметрам у отечественных винзаводов даже есть преимущества. Так, согласно украинским ГОСТам, после попадания вина в продажу не допускается образование в нем осадка, который еще называют "винным камнем". В то же время для европейских вин наличие в бутылке такого осадка – обычное дело.
– По технологии мы обязаны замораживать вино перед розливом по бутылкам, это предотвращает появление винного камня, – рассказывает Александр Гаран. – Ведь, как правило, наши магазины не имеют условий для правильного хранения вина.
Это может стать еще одним аргументом для потребителя в пользу отечественных вин. Многие украинцы не привыкли к тому, что на дне бутылки с вином есть осадок. Да и по вкусовым свойствам отечественные вина значительно отличаются от зарубежных аналогов. Это не значит, что импортные напитки хуже, просто их вкус может показаться непривычным.
Темная сторона
Что касается чиновников, они вообще не видят ничего страшного для украинского вина.
– Это даже полезно: наши виноделы хоть научатся нормально работать, без халтуры, – говорит директор департамента вина и виноделия Министерства аграрной политики Михаил Агафонов. – А то, что многие компании, производящие явную подделку, уйдут с рынка, так это же хорошо!
Действительно, по словам самих же виноделов, доля фальсификата среди украинского вина составляет от 30 до 60% всей продукции в зависимости от ценового сегмента. Под фальсификатом здесь подразумевают не кустарные подделки под вина известных брендов, а выдаваемые за вино некачественные спиртные напитки, произведенные на винзаводах и продающиеся под известными торговыми марками. Конечно же, больше всего неликвида оседает в низком ценовом сегменте.
– Я недавно в магазине увидел вино за 5,50 гривен и был настолько поражен ценой, что даже глазам не поверил! – вспоминает Александр Гаран. – Какое же это вино может быть за такие деньги? У нас даже себестоимость намного выше. Понятно, что это чистый фальсификат.
Но, как показывает практика, многие наши соотечественники готовы покупать дешевые "компоты", даже догадываясь, что перед ними фальсификат. Неразборчивость покупателей и их стремление к дешевизне создает благоприятную почву для производителей "бормотухи" – по оценкам виноделов, доля такого вина на украинском рынке достигает 45%.
Виннадзор
Именно для борьбы с фальсификатом участники рынка нынешним летом инициировали создание Госинспекции по виноделию, которая будет контролировать качество производимой и импортируемой в Украину продукции. В этом благородном деле их готово поддержать и Министерство агрополитики. По идее, новый орган своими действиями должен помочь избавиться от тех компаний, которые не придерживаются технологии изготовления вина. А заодно Госинспекция позволит крупнейшим игрокам рынка устоять перед экспансией мировых виноделов.
Создать при Минагрополитики соответствующий орган предложила ассоциация "Укрвинпром", объединяющая крупнейших производителей вина. Впрочем, виноделы, не дожидаясь создания Госинспекции, решили сами выяснить, какие вина пить можно, а какие лучше вообще не покупать. С этой целью группа профессиональных технологов и виноделов в конце июля устроила большую дегустацию. И выяснилось, что некоторые вина, занимающие передовые позиции на украинском рынке, винами, по сути, вовсе не являются.
В народе такие напитки именуют "порошковыми винами". На самом же деле это смесь сахара, спирта, воды, красителей и ароматизаторов. В лучшем случае горе-производители просто заливают водой уже выжатый виноградный жмых, и из полученного "компота" делают то, что потом гордо называют вином. Конечно же, грешат фальсификатом не только украинские производители, немало контрафакта везут в Украину из Молдавии и Грузии. А вот европейское вино, как утверждают специалисты, полностью "честное" – многолетний жесткий контроль качества позволил европейцам избавиться от понятия "фальсификат".
Своя рубашка
Но даже будучи уверенными в качестве европейского вина, лояльные покупатели отечественных брендов никуда не денутся, убеждены специалисты. А с фальсификатом уже сейчас потребители могут бороться собственными методами. "Я знаю, что у нас много поддельного вина. Потому покупаю только вина проверенных производителей", – делится нехитрым секретом Вадим Бадашин.
Банкир уверяет, что пьет отечественные вина не только из патриотических побуждений, но и ради пользы для здоровья. "Ученые уже давно доказали, что для человека полезны те продукты, которые выращены на его земле", – резюмирует Вадим Бадашин, заказывая очередной бокал красного сухого.