Подмоченный урожай. Как украинские дожди повышают мировые цены на зерно

Как дожди и недосев украинских озимых повышают мировые цены на зерно

В Украине — провал осенней посевной кампании. Министерство аграрной политики и продовольствия констатировало рекордное отставание сроков полевых работ. На 7 октября, по данным Минагропрода, по всей стране было засеяно всего 4 млн га, а это лишь 50% прогнозных площадей.

Причина задержки — не прекращавшиеся почти весь сентябрь, в разгар полевых работ, дожди. "Техника просто не могла выйти в поле, работы были блокированы", — поясняет начальник отдела агрометеорологии Украинского гидрометеорологического центра Татьяна Адаменко. По ее словам, в первой декаде октября осенние полевые работы уже, как правило, завершены, но этот сезон стал тревожным исключением.

Президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко опасается, что даже теперь, когда погода улучшилась, наверстать упущенное не получится. Недосев может составить 3 млн га, предполагает он. В Министерстве аграрной политики и продовольствия также констатируют проблему с темпами посевной, однако в оценке ее масштабов более оптимистичны: тут допускают недосев 1–1,2 млн га, из которых миллион — это площади под пшеницей.

Осенняя посевная практически полностью формирует урожай пшеницы на будущий сезон. Удельный вес озимых сортов в среднем за пять последних лет в общем объеме урожая пшеницы — 95%. И около половины — в общем объеме урожая зерновых в стране. В урожае ячменя озимые занимают треть, в урожае ржи — почти 100%.

По самым оптимистичным прогнозам, если площадь недосева будет близка к минимальной оценке — 1,5 млн га, будущим летом Украина недосчитается минимум 3 млн тонн пшеницы и 1,5 тонны ячменя.

Чем хуже, тем лучше
Неблагоприятные погодные условия и последовавшие за этим прогнозы снижения урожая могут оказаться спасением для украинских аграриев, которые уже начали называть нынешний сезон катастрофой. Несмотря на то что урожай 2013 года ожидается на уровне исторического рекорда — 55–56 млн тонн, финансовые результаты сезона дают мало поводов для гордости. "Фермеру не до макроэкономических показателей, не до рекордов, его интересует, сколько он заработает с гектара. А в этом сезоне выходит, что убыток — более 300 гривен с гектара", — говорит Иван Томич, почетный президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев. По его словам, среднее фермерское хозяйство, обрабатывающее около 105 га, понесет по итогам уборки убыток на уровне 50–70 тыс. грн. Причина — уровень цен, которые по большинству культур ниже себестоимости. Это подтверждает и генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа: "По нашим расчетам, рентабельность производства пшеницы в этом году 0–5%, ячменя — минус 7% , кукурузы — минус 5%", — рассказывает он. Учитывая, что почти половина урожая приходится на кукурузу, результаты сезона могут быть в лучшем случае нулевыми. Уровень цен на зерновые в этом сентябре был на 29% ниже, чем в сентябре-2012, на масличные культуры — на 26% ниже.

Высокие риски урожая следующего года — это именно тот драйвер, который может подтолкнуть цены вверх. Проблемы украинских аграриев, учитывая статус страны в целом на мировом рынке зерна, не могут оставаться локальной отраслевой неприятностью, а влияют на мировую конъюнктуру. Черноморский регион формирует пятую часть из 140 млн тонн пшеницы, продающейся на мировом рынке. В текущем сезоне экспортный потенциал Украины оценивался в 9–10 млн тонн, из которых треть (3,5 млн тонн) уже вывезена. Дисбаланс в Украине могли восполнить другие поставщики из Причерноморья, в первую очередь Россия, но у соседей ситуация не лучше. По данным российского Министерства сельского хозяйства, к началу октября в России озимыми была засеяна половина прогнозируемой площади — 8,2 млн га. Это на 4,5 млн га меньше результата 2012 года на эту же дату.

Информация о потенциальном сокращении урожая в странах — основных поставщиках уже спровоцировала рост цен на зерновые на мировом рынке. На Чикагской товарной бирже за первую неделю октября стоимость декабрьского фьючерса на пшеницу выросла на 3%, до $253,5 за тонну. На парижской бирже NYSE Euronext ноябрьский фьючерс подорожал на 2,3%, до 195,75 евро за тонну. Эксперты Rabobank пересмотрели оценку стоимости пшеницы на текущий сезон, повысив ее на 3%, до $233,3 за тонну. В целом проблемы в Украине могут добавить мировым ценам 10%. Чиновникам выгодно кричать о катастрофе с севом озимых, ведь каждый такой прогноз толкает цены вверх. Это дешевле, чем проводить интервенции на рынке и скупать излишек в закрома.

На хлеб хватит
Но зернотрейдерам не повезет — низкий урожай снизит их выручку. Кроме того, режим экспорта, скорее всего, не будет безусловно свободным. Производители продовольственных товаров могут спать спокойно. Александр Васильченко, генеральный директор ассоциации "Укр­хлебпром" уверен, что даже при декларируемом сокращении посевов пшеницы дефицита сырья в хлебной отрасли не будет — на рынке явный излишек зерновых. "Основания для роста цен нет", — констатирует Васильченко.

По словам генерального директора ассоциации "Укролияпром" Степана Капшука, несмотря на то что дожди поставили под угрозу существования 1 млн тонн будущего урожая подсолнечника (соответствует двухмесячной работе для внутреннего рынка), ростом цен на масло это не грозит — недостача скажется лишь на сокращении объемов экспорта, что станет чувствительным для экспортеров, но незаметным для потребителей.

Кроме того, ситуация на полях может эволюционировать из статуса "катастрофичной" до "среднесложной". По мнению Татьяны Адаменко, лучше посеять поздно, чем не посеять вовсе. "Нужно продолжать посевные работы, несмотря на то что оптимальные сроки прошли", — считает агрометеоролог. Аграриев может выручить потепление — относительно высокие температуры помогут посеянным растениям укрепиться и подготовиться к зиме.

Из-за бюджетного кризиса в США приостановлена работа министер­ства сельского хозяйства — USDA, которое публикует прогнозные данные об урожаях в разных странах, потенциальном объеме мировой торговли, состоянии посевов и урожайности. Эти данные являются драйверами рынка и ориентиром сельхозпроизводителей по всему миру, в частности в Украине. Отсутствие данных USDA не позволяет прогнозировать ценовую конъюнктуру, оптимизировать структуру посевов в период посевной кампании и фактически блокирует работу с фьючерсами на зерно.

Валерия Липка, Фокус