Выстоит ли Украина в газовой войне с Россией

Без возобновления поставок из России накопленных запасов и газа собственной добычи Украине может хватить до весны – при теплой погоде и отключении промпотребителей

Related video

Глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что не видит предпосылок для возобновления поставок и продолжения газовых переговоров с Украиной – пока последняя не оплатит долг за ранее прокачанный газ. Всего месяцем ранее, в начале июня, несмотря на наличие украинского долга тональность заявлений российской стороны была совершенно другой. В Москве говорили о готовности рассмотреть все варианты "конструктивно" и уверяли, что не собираются прекращать поставки на время переговоров.

Тот факт, что заявления начала июня совпали с успехами украинской армии в проведении АТО, а последнее высказывание Миллера – с явным усилением боевиков, накопившим силы за время перемирия – можно считать простым совпадением. Но это не меняет главного: газовый вопрос – всего лишь часть геополитической партии России в отношении Украины и Европы. Соответственно, ждать от Москвы решений или поступков, согласующихся с бизнес-логикой бессмысленно. Обращение в Стокгольмский арбитраж мало что меняет в этой схеме.

Арбитраж не панацея

С одной стороны, по словам старшего партнера ЮФ "Ильяшев и партнеры" Романа Марченко, у нас действительно неплохие шансы добиться пересмотра цены (см. Судебные перспективы). С другой, арбитражное разбирательство гарантированно растянется на 1,5-2 года, на протяжении которых Украине придется обходиться без российских поставок.

По данным главы Нафтогаза Андрея Коболева, в наших хранилищах накоплено чуть больше 14 млрд куб. м газа. Но проблема в том, что Украина по-прежнему использует чудовищно много этого топлива. Заместитель директора НТЦ "Психея"Геннадий Рябцев называет цифру в 50 млрд кубов. Внутренняя добыча без отжатого Россией Черноморнефтегаза покрывает около трети этого объема, реверсные поставки из Европы могут дать максимум 5,5 млрд. Даже если отключить всю большую химию или металлургию, по подсчетам Рябцева для сведения годового баланса не хватит 6-7 млрд кубометров.

По оценке члена наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрия Корольчука, проблема дефицита проявится уже в декабре, когда в хранилищах останется только буферный газ, необходимый для поддержания транзита. Михаил Корчемкин, гендиректор East European Gas Analysis (США), называет другой срок: по его словам, из-за сокращения потребления промышленностью, газа может хватить до весны. После придется договариваться с Россией или искать замену поставкам из РФ.

Объемы потребления российского газа в Украине и ЕС, млрд. куб м | Create Infographics

Create Infographics

Примечание: Стоимость российского газа во 2 квартале 2014 г. указана без учета скидок России

Данные: из открытых источников

Европейская альтернатива

Наиболее реальная замена российскому газу – реверс из ЕС. Но проблема в том, что из Польши и Венгрии достаточного объема не получить. А главное направление – словацкое – находится под влиянием Газпрома. Словакия, с ее возможностью реверсировать Украине до 30 млрд куб. м газа, критически важна для Кремля. На стороне которого в газовых вопросах сейчас выступает премьер-министр страны Роберт Фицо.

Зацепка для Украины здесь есть: Россия фактически поставляет через Словакию меньше газа, чем прописано в контракте. Исходя из этого, в Киеве считают, что Словакия имеет свободные мощности для реверса и требует доступа к ним – в то время как в Газпроме утверждают, что сама по себе загруженность трубопроводов не важна, если газ законтрактован.

Первые подвижки в этом вопросе наметились после того, как в июне Еврокомиссия опубликовала "дорожную карту" евроитеграции Украины – в ней, в частности, зафиксирована необходимость перезаключения договоров в энергетической сфере со Словакией.

Но до этого Украину и Россию еще раз попытаются усадить за стол переговоров.

Три сценария

По словам Гюнтера Эттингера, очередной раунд пройдет примерно в середине июля. Если бы в Газпроме руководствовались исключительно бизнес-раскладами, результат был бы вполне предсказуем: новая формула и снижение цены в обмен на сохранение рынка одного из крупнейших потребителей в Европе. Сама цена вряд ли опустилась бы до уровня в $268,5, на котором настаивала Украина. Скорее, стоимость газа оказалась бы в диапазоне от $325 (предложенными ЕС) до $385 (позиция России).

Но, судя по последним событиям, поведение России на переговорах в первую очередь будет зависеть от происходящего на востоке Украины. Газпром может пойти на уступки только, если в Кремле сочтут, что добились своего (например, в случае возвращения Виктора Медведчука в большую политику), или под угрозой расширения санкций США и ЕС.

Если переговоры провалятся, у Киева остается шанс добиться увеличения реверса через Словакию. О серьезности намерений ЕС в этом вопросе свидетельствует крайне негативная реакция Еврокомиссии на заявление главы Газпрома о том, что его компания не исключает санкций к газотрейдерам из ЕС, которые поставляют или транспортируют газ в Украину. Угрозы Алексея Миллера в комиссии назвали "абсолютно неприемлемыми", добавив, что ничто не мешает европейским компаниям свободно распоряжаться купленным у России газом: от продажи внутри ЕС до поставок третьим странам, включая Украину.

Но остается шанс, что эти заявления так и останутся пустыми словами. Тогда Украина со своими проблемами окажется один на один. И будет вынуждена или отбирать газ из хранилищ – или вводить режим жесткой экономии, вплоть до отключения предприятий теплоснабжения. Судя по последним событиям (Рада уже одобрила чрезвычайное положение в энергетике), власти не исключают и этого варианта.

Павел Ковалев, Владимир Хомяков