Что будет с курсом, бюджетом и с олигархами в 2015. Все цифры

Фото УНИАН
Фото УНИАН

Focus.ua собрал воедино последние макроэкономические прогнозы зарубежных и отечественных аналитиков

Экономические итоги 2014 года для Украины формально подводить еще рано: статистические данные будут готовы лишь через месяц-полтора. Но уже и так очевидно, что год выдался не самый удачный, а следующий будет еще более сложный.

В обзоре использованы самые свежие прогнозы МВФ, HSBC, Morgan Stanley, S&P, Dragon Ukraine и ИЭИПК. Большинство показателей округлены до целого.

Сложная экономическая ситуация 2014 года - результат двадцати лет без реформ

После кризисного 2009-го, когда ВВП сократился на 15%, в Украине был короткий период восстановления, но со второго полугодия 2012 года экономический спад возобновился.

Все было привычно: Нацбанк тратил золотавалютные резервы, удерживая курс гривны на заниженном уровне, "Нафтогаз" платил огромные суммы за газ из госбюджета, а правительство не решалось поднять цены на энергоносители или урезать соцпакет, боясь социальной напряженности. Экономического кризиса ожидали после президентских выборов 2015 года, но он пришел раньше.

Война ускорила экономическое падение

Из-за войны на Донбасе промышленное производство упало на 12-13% по итогам года. Но это, впрочем, не такое глубокое падение, как было в 2009 г. Бюджетный дефицит вырос, так как государству пришлось финансировать военные действия. "На войну" частично привлекали кредиты, поэтому уровень госдолга вырос до 75% ВВП.

Но в 2015 спад промпроизводства замедлится

В наступившем году сокращение производства прогнозируют на уровне 8-10%. То есть падение продолжиться, но меньшими темпами. То же самое – с ВВП. Если по итогам 2014 его падение ВВП оценивают в среднем на уровне 7-8%, то в следующем году он сократится на 2-6%. Сверхоптимистический прогноз МВФ пророчит даже рост на 1% - впрочем, оптимизм, возможно, продиктован тем, что документ составлялся в начале осени и, скорее всего, следующий прогноз Фонда будет скорректирован.

Промпредприятия на Востоке не будут работать на полную мощность

На территориях самопровозглашенных "республик" и в непосредственной близости к ним сосредоточено много промышленных активов. Война нарушила их производственные цепочки и схемы кооперации.

Поэтому простаивать будут Алчевский меткомбинат, Енакиевский метзавод, "Донецксталь", ДЭМЗ. Мариупольские металлургические предприятия – "Азовсталь" и ММК им. Ильича – будут загружены настолько, насколько им хватит кокса и железорудного сырья.

В результате, на территории же непризнанных республик МВФ ожидает спад ВВП в 2015 году на уровне 25%.

В металлургии на экспорт пойдет в основном сырье

Поскольку металлургические комбинаты остановились, а горно-обогатительные остались вне зоны конфликта, железорудное сырье пойдет на экспорт: вывоз его вырос на 35% в этом году и может увеличиться еще на 25% в следующем.

Но в целом металлургия, которая была локомотивом экономического роста Украины в 2000-х, продолжит сворачиваться: вместо производства и экспорта продукции высоких переделов отрасли придется ограничиться только сырьевой продукцией.

Но олигархам не придется бедствовать

Группа ИСД (российские инвесторы, Тарута, Мкртчан) "потеряет" производство на Алчевском МК, но зато на ее же ДМК им. Дзержинского, по данным Dragon Ukraine, ожидается рост производства на 26%.

На 15% больше произведет "Интерпайп Стил" Виктора Пинчука. А металлургический бизнес Рината Ахметова ограничится Мариуполем и Запорожьем. Соответственно, укрепятся позиции "Миттал Стил Кривой Рог", которое расположено вне зоны боевых действий, имеет собственную ресурсную базу и не собирается снижать объемы производства.

Недополученные прибыли Ахметов сможет компенсировать за счет своих криворожских добывающих активов: экспорт продукции ГОКов и в 2013 г. приносил их владельцу больше прибыли, чем ее переработка на металлургических предприятиях. Теперь же горняки Кривбасса станут главным достоянием "Метинвеста". На внешних рынках ему придется конкурировать с собственником ГОКов Полтавщины Константином Жеваго.

Уголь будем импортировать

Эксперты Dragon Ukraine ожидают, что ситуация на угольном рынке останется прежней, и по итогам 2015 года добыча энергетического угля упадет еще на 35%, до 30 млн т. Его будем импортировать, как и кокс, а также коксующийся уголь. Кроме того, на 19% упадет производство электроэнергии.

Инвестиции замедлят падение

Американцы из Morgan Stanley ожидают, что после падения на 35% в этом году, в следующем инвестиции сократятся еще на 18%. У HSBC прогноз более оптимистичный: -24,8% и -2,5%, соответственно.

Инвестиции возобновятся, когда восстановится спрос на товары. Но, по прогнозу Morgan Stanley, внутренний спрос продолжит падать в 2015 г. По-настоящему сложно будет именно населению: спрос со стороны домохозяйств упадет еще больше, чем в 2014.

Государственные закупки "на войну" мало помогут нашим производителям

И Morgan Stanley, и HSBC ожидают лишь замедления падения спроса в госсекторе, но никак не роста.

Экспорт падает, а на импорт денег нет

Все прогнозы сходятся на том, что падение объемов внешней торговли продолжится. При этом импорт, как и сейчас, может сокращаться заметно быстрее, чем экспорт.

Война на Донбассе ежемесячно ухудшает внешнеторговое сальдо на $0,4 млрд – ведь на этот регион в мирное время приходилось более 10% экспорта.

Импорт, по расчетам Morgan Stanley, в 2014 году сократился на 23%, в 2015 упадет еще на 13%. Его падение будет сдерживаться тем, что, кроме газа, в следующем году придется импортировать и уголь.

Кабмин заложил в проект госбюджета падение импорта на 12,8% и экспорта - на 8,9%.

Тарифы будут расти, но бюджету это мало поможет

Девальвация нивелировала летнее повышение тарифов на отопление. А значит, предстоят новые подорожания.

Дефицит бюджета НАК "Нафтогаз Украины" в 2014 вырос до 5% ВВП, по оценкам Dragon Ukraine. В следующем году, он благодаря повышению тарифов, опустится до планки 2,8%, но и это тоже немало. Этот дефицит добавляется к дефициту госбюджета: учитывая Пенсионный фонд и "Нафтогаз", этот сводный показатель в 2014 году превысил 10%, а в следующем составит 8,5% ВВП. И это даже с учетом бюджетной экономии, запланированной правительством на следующий год.

Опять будем много брать в долг

Не хватает средств внутри страны – приходится занимать. В результате, только на протяжении 2014 года объем государственного долга вырос почти вдвое, до 75% ВВП. В следующем году рост продолжится, хоть и не такими темпами: приблизительно до 85% ВВП.

Львиная доля этой суммы – задолженность государства перед внешними кредиторами. В частности, долг перед МВФ вырос с $7,1 млрд до $10,9 млрд., а к концу 2015 г. составит $18 млрд, по прогнозам Dragon Ukraine.

Проблема в том, что существующих на данный момент кредитных программ все равно не хватит для нужд экономики. Скорее всего, эту дыру закроют за счет дополнительной программы кредитования, которую должны согласовать в январе-марте пулом доноров, во главе которого будет стоять МВФ.

Но дефолта можно избежать

Такой объем долга не означает неизбежного дефолта. По мнению аналитиков Morgan Stanley, долг на этом уровне вполне возможно поддерживать, если в следующем году не случится одновременно несколько шоковых событий. Например, не совпадут обострение ситуации на Донбассе и падение гривны до 20 грн/USD.

При базовом сценарии долг останется в рамках, позволяющих его нормально обслуживать.

Гривна стабилизируется

Она в этом году девальвировала приблизительно на 50%. И в нынешних условиях спрогнозировать валютный курс на год вперед очень сложно.

На данный момент наиболее реалистичным из всех зарубежных является прогноз Morgan Stanley от 15 декабря: по их расчетам, в 2015-м доллар будет равен 16 грн. Кабмин исходит из прогнозного курса 17 грн/USD.

Все уверены, что стремительная девальвация нацвалюты останется в уходящем году, и в 2015 гривна если и будет падать, то умеренными темпами.

К двузначной инфляции нам не привыкать

13-14% прогнозируют в МВФ, а в Morgan Stanley "дают" почти 21%. Но нам не привыкать: уже в ноябре прошлого года цены прибавили 21,2% к декабрю 2013, а в кризисном 2008-м годовая инфляция и вовсе перевалила за 22%.

Если резюмировать, то повод для сдержанного оптимизма есть: в следующем году нам будет сложнее, но падать будем медленнее, чем в этом.

Денис Горбач, Валентина Кузык, Информационная кампания Stronger Together