Горячая штучка. Откуда взялись космические суммы в коммунальных счетах за отопление
Счета за тепло этой зимой выросли в разы. Фокус разбирался, откуда в платежках украинцев взялись космические суммы, почему они так разнятся от дома к дому и можно ли их уменьшить
В конце прошлого года в Харькове произошло странное преступление — из подвалов нескольких домов злоумышленники украли придомовые счетчики тепла. "Налево" их не продашь, так как каждый счетчик имеет уникальный номер, прекрасно известный коммунальным службам. А сдача приборов на металлолом не имеет смысла — весят они немного. Полиция воров так и не нашла, но жильцы подозревают, что вынесли узлы учета сами сотрудники теплокоммунэнерго. Если со счетчиком за тепло в стандартной двухкомнатной квартире приходилось платить 200–300 грн в мес., то после "кражи" и возврата к начислению по нормативам исходя из площади суммы в платежках за теплоснабжение выросли минимум в два раза — до 500 грн.
Как подсчитал глава гражданской организации "Публичный аудит" Максим Гольдарб, при установленном придомовом счетчике в среднем счета за тепло в ноябре и декабре составляли 8–10 грн за кв. м, тогда как при начислении по нормативам — более 16 грн за кв. м. Точные цифры зависят от региона, так как устанавливаемая Нацкомиссией по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) максимальная цена гигакалории тепла разнится для каждой области.
Неучтенные доходы
Установка придомовых счетчиков в Украине идет со скрипом. По данным Минрегиона, к середине прошлого года счетчиками оснастили чуть более трети домов из более чем 86 тыс. домов с централизованным теплоснабжением. Более того, в Украине 5% предприятий теплокоммунэнерго до сих пор не имеют аппаратуры для учета отпускаемой ими тепловой энергии. И эти предприятия расположены не в депрессивных регионах, а в основном в Запорожской, Одесской областях и Киеве. Примечательно, что счетчиками газа при этом оснащены более 70% абонентов. Дело в том, что облгазы законодательно обязаны ставить счетчики, а теплокоммунэнерго — нет.
По оценкам экс-министра регионального развития Алексея Кучеренко, сегодня тарифы монополистов раздуты на 10–15%
По словам главы Ассоциации предприятий теплокоммунэнерго Арсения Блащука, монополисты и рады были бы устанавливать узлы учета, но на практике такой возможности у них якобы нет. С 2014 года им запрещено вмешиваться в работу придомовых сетей. В случае их загрязненности или просто несбалансированной работы. Возникающие из-за перерасхода тепловой энергии затраты ложатся на производителя. Но, в отличие от газовщиков, в тариф теплокоммунэнерго не заложены средства на установку узлов учета. Муниципальные программы также не покрывают расходов, связанных со снабжением счетчиками всех абонентов. За свои "кровные" потребители ставить узлы учета не хотят. Хотя госпрограммы кредитования на льготных условиях установки счетчиков тепла работают, а в Киеве мэрия даже соглашается сам прибор стоимостью около 30 тыс. грн предоставить бесплатно, если жители дома возьмут на себя расходы по его установке.
Впрочем, источник Фокуса в Нафтогазе уверяет, что отсутствие в структуре тарифа на тепло средств на установку приборов учета связано в первую очередь с нежеланием монополистов устанавливать их. Дело в том, что на ТЭЦ (а в Киеве, к примеру, ТЭЦ генерируют 48% тепла для населения), значительную часть которых контролирует компания "ДТЭК" Рината Ахметова, одновременно производят как тепловую, так и электрическую энергию. Однако у Нафтогаза газ для тепло- и электрогенерации ДТЭК закупает по разным ценам. Топливо для снабжения населения теплом Нафтогаз в конце прошлого года продавал ТЭЦ по льготной цене в 2994 грн за тыс. куб. м. А для генерации электричества и снабжения теплом промпотребителей — по 6600 грн за тыс. куб. м. В итоге узнать без приборов учета, сколько топлива потратили на генерацию тепла для населения, нереально. Более того, по словам нашего собеседника, ТЭЦ иногда специально перегревают жилье, чтобы сгенерировать больше электроэнергии из газа по льготной цене. Эту схему в правительстве заметили и попытались пресечь. В конце прошлого года Кабмин принял постановление "О введении пересчета стоимости услуги по централизованному отоплению в зависимости от температуры наружного воздуха", обязав пересчитывать нормативную стоимость тепла в зависимости от фактических температур. В теории это должно отбить охоту у владельцев ТЭЦ перегревать квартиры, когда не холодно. Но без установки приборов учета проблему в любом случае не решить.
Впрочем, даже установка счетчиков тепла не означает, что тарифы за теплоснабжение будут справедливыми. Дело в том, что, рассчитывая максимальные цены для монополистов, НКРЭКУ использует формулу "затраты плюс прибыль". Но так как тарифы на коммунальные услуги в Украине всегда были политическим вопросом, прибыль монополистам "урезают" до нуля. Вместо этого теплокоммунэнерго "раздувают" затратную часть, закупая у связанных с ними предприятий по завышенным ценам товары и услуги. Это могут быть как дорогие канцелярские принадлежности, так и банковский кредит с нерыночной процентной ставкой. Такие манипуляции позволяют монополистам не задумываться о повышении энергоэффективности. Как результат — устаревшие топки в котельнях с низким КПД и потери тепла на плохо изолированных теплотрассах до 20%, что немыслимо ни в одной европейской стране. По оценкам экс-министра регионального развития Алексея Кучеренко, сегодня тарифы монополистов раздуты на 10–15%, не говоря уже о неоправданных затратах на потери энергии.
По закону оплата коммуналки не может превышать 15% от совокупного дохода семьи и 20%, если в квартире проживает один человек
В декабре 2015 года Верховная Рада приняла Закон "Об особенностях доступа к информации в сферах снабжения электрической энергией, природным газом, теплоснабжения, централизованного снабжения горячей водой, централизованного водоснабжения и водоотвода". Новый закон вступит в силу в марте и обяжет теплокоммунэнерго раскрывать данные, обосновывающие их тарифы. Однако, по словам координатора жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети "ОПОРА" Татьяны Бойко, снижения тарифов после раскрытия монополистами информации ожидать не стоит. "С точки зрения арифметики тарифы посчитаны верно, другой вопрос — насколько обоснованы затраты монополиста. И раскрытие информации о затратах не даст на него ответа", — говорит эксперт.
Изменить ситуацию мог бы переход на расчет тарифов по так называемой методике стимулирующего тарифообразования, принятой в большинстве европейских стран. В этом случае монополисту гарантируют получение прибыли, зависящей от стоимости его активов, а не фактических затрат. Это побуждает компании инвестировать в новое оборудование и повышение энергоэффективности. Разговоры о переходе на такую методику образования тарифа ведутся давно. Кабмин в конце прошлого года даже подготовил соответствующий законопроект, но в январе отозвал его. Причины такого решения в правительстве не объяснили. По мнению Бойко, при его анализе независимыми экспертами возникли вопросы к методике оценки активов, которая давала монополистам возможность получать завышенную прибыль.
Без права на счетчик
Снизить счета за тепло малоимущие украинцы могут, оформив субсидию на компенсацию стоимости жилищно-коммунальных услуг в местных органах соцзащиты. По закону оплата коммуналки не может превышать 15% от совокупного дохода семьи и 20%, если в квартире проживает один человек. В бюджете 2016 года на субсидии заложено 35 млрд грн. Многие из тех, кто оформил их, не скрывают радости — платить они стали даже меньше, чем раньше. Но таких меньшинство. По данным Минсоцполитики, к ноябрю 2015 года субсидии оформили 4,3 млн украинских семей. То есть большинство людей со средним достатком будет серьезно переплачивать за теплоснабжение. К тому же субсидии покрывают лишь рассчитанный правительством "социальный минимум" потребления коммунальных услуг. В том числе отопление площади 35,22 кв. м плюс 13,65 кв. м на каждого человека. За то, что потреблено выше установленных норм, придется заплатить сполна. При этом, как утверждает Кучеренко, субсидии на оплату коммунальных услуг лишь раззадорили аппетиты теплокоммунэнерго и привели к росту их доходов без приложения каких-либо усилий.
В правительстве тему тарифов поднимают регулярно и даже обещают сократить счета за тепло. В начале января Арсений Яценюк заявил, что если температура в квартире опускается ниже официальной нормы в 18°С, за каждый градус ниже нормы счет за отопление должен быть уменьшен на 5%, а если температура в жилом помещении 12°С и ниже, люди вообще не должны платить за отопление. Но правда в том, что для этого нужно вызвать комиссию из ЖЭКа, составить акт и передать его предприятию теплокоммунэнерго. При этом непонятно, как часто необходимо фиксировать слишком низкую температуру в квартире. И как бороться со злоупотреблениями, если жители будут специально выхолаживать жилье, открывая окна настежь перед приходом комиссии. "Что делать, если температура в квартире не одинаковая каждый день? Здесь же речь идет о том, что каждый градус в плюс или в минус важен. Это какое-то очередное "украинское чудо", которое сначала придумывают, а потом не знают, что с ним делать", — говорит экс-министр энергетики Иван Плачков.
"С точки зрения арифметики тарифы посчитаны верно, другой вопрос — насколько обоснованы затраты монополиста"
Идеальное во всех отношениях решение — установка квартирного счетчика учета тепла. В этом случае придется платить лишь за действительно потребленное тепло и долю квартиры в обогреве общих площадей, составляющую, как правило, не более 25% от общей суммы платежки. При жесткой экономии и утеплении квартиры оплата в пересчете на квадратные метры будет символической — около 4 грн за кв. м. Счетчик относительно недорог — около 5 тыс. грн с изготовлением проектной документации и установкой. Единственная проблема — установить его без особых хлопот смогут лишь владельцы квартир с так называемой горизонтальной разводкой, при которой в каждую квартиру идут ответвления от общего стояка. Таких квартир в жилищном фонде страны не более 5%. Теоретически установка квартирного счетчика возможна и в доме с вертикальной разводкой. Однако в этом случае придется получить согласие всех жильцов, изготовить большой объем проектной документации и сменить способ подачи тепла в квартиру. Это сложно и дорого.
Спасательный круг
Тем не менее даже установка придомового счетчика позволит уменьшить оплату за отопление почти вдвое. Оснащение дома теплопунктом обойдется в сумму от 50 тыс. грн. А с учетом возможности бесплатно получить сам счетчик или хотя бы купить его в кредит сумма, поделенная на жильцов дома, окажется вполне подъемной. Правда, придомовой счетчик поможет добиться экономии лишь в случае утепления стен и создания группы инициативных жильцов, заботящихся о рациональном использовании тепла и решающих споры с монополистами. К примеру, теплокоммунэнерго имеют право раз в год снимать счетчики на срок до 15 суток для проверки их работы. Тем не менее часто монополисты не укладываются в этот срок. Чтобы заставить поставщика тепла вернуть счетчик, в отдельных случаях даже приходится обращаться в суд.
Иногда с тарифами теплокоммунэнерго происходят и вовсе детективные истории. Так, жителям комплекса "Лесной" по улице Матыкина в Киеве за декабрь пришли платежки с суммами за обогрев квадратного метра жилплощади почти в 20 грн. То есть больше, чем при расчете по нормативам Киевэнерго для домов, не оснащенных узлами учета. При этом дома комплекса введены в эксплуатацию всего два года назад. По словам главы Ассоциации жилищно-строительных кооперативов и ОСМД Константина Киричука, с подобными случаями ему приходится сталкиваться нередко. Чаще всего космические суммы за тепло связаны с желанием эксплуатационной организации переложить на жильцов свою задолженность перед Киевэнерго.
При установленном придомовом счетчике в среднем счета за тепло в ноябре и декабре составляли 8–10 грн за кв. м, тогда как при начислении по нормативам — более 16 грн за кв. м
Как объясняет юрист компании "Анте" Юрий Викленко, при покупке квартиры или офисного помещения владельцы недвижимости обязаны заключить договоры на теплоснабжение с управляющей компанией. Только после этого домоправитель получает право выставлять им счета за оплату коммунальных услуг. За непроданные же помещения либо те, с владельцами которых нет договоров, платит застройщик. Инвесторы, если не живут в приобретенных ими квартирах, затягивают с заключением этих договоров. Можно обязать их сделать это через суд. Но для управляющей компании легче просто "разбросать" суммы на проживающих в доме жильцов.
А если управляющая компания связана с девелопером, как это обычно бывает с новостроями, к суммам за отопление добавляют и долги застройщика за обогрев непроданных квартир в предыдущие периоды. В обоих случаях, по мнению Киричука, разобраться с ситуацией можно, лишь создав инициативную группу жильцов, которые будут ежемесячно присутствовать при снятии показаний с придомового счетчика и проводить аудит расчетов управляющей компании по начислению тарифов. Не исключено, что управляющая компания будет всячески препятствовать этому. В этом случае единственный способ решения проблемы — создание объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), отказ от услуг связанной с застройщиком управляющей компании и поиск управляющего, который будет учитывать интересы жильцов.