Бремя тепла. Всеволод Ковальчук о том, почему не работает "Роттердам +"
Глава "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук о том, почему не работает "Роттердам +", чем нам поможет Европа и как электромобили избавят страну от зависимости по поставкам угля из ОРДЛО
Всеволод Ковальчук в статусе "временно исполняющего" полтора года руководит госкомпанией "Укрэнерго", которая выполняет функции оператора объединенной энергосистемы Украины — попросту говоря, распределяет электроэнергию по высоковольтным сетям.
Убрать приставку "врио" ему не позволил проигрыш в конкурсе на должность руководителя компании. В нем победил Сергей Зуев. Но назначение Зуева заблокировали через суд, и Ковальчук временно остался в кресле директора.
Кто он
Глава национальной энергетической компании "Укрэнерго"
Почему он
Руководит одним из крупнейших госактивов, вокруг которого переплетены интересы политиков и олигархов
Все против всех
Вы руководите "Укрэнерго" в статусе врио. Но при этом ведете себя уверенно, как полноценный руководитель. Вы расчитываете остаться в директорском кресле надолго?
— Я всегда так работаю. Защищать интересы компании — первоочередная задача. Это совершенно искренне. Даже если я буду точно знать, что через неделю меня снимут, стиль руководства не изменится.
Была информация со ссылкой на члена Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, нардепа от "Самопомочи" Льва Пидлисецкого, что вы якобы причастны к организации проверок Зуева, который победил в конкурсе на пост директора Укрэнерго.
— Это неправда. К проверкам Зуева я не имею никакого отношения.
Когда вас назначали и. о. гендиректора "Укрэнерго", ходили слухи, что вашу кандидатуру пролоббировал нардеп Игорь Кононенко. Вы часто с ним видитесь?
— Только на мероприятиях, которые проводит парламентский комитет по вопросам ТЭК. С тем же Пидлисецким я встречаюсь гораздо чаще.
Какие вопросы вы обсуждаете с Кононенко и Пидлиcецким?
— Депутаты принимают важные для энергетики решения, поэтому нам приходится пояснять, что и как происходит в отрасли. Страна ждет принятия нового Закона "О рынке электрической энергии". (Закон предполагает отмену госрегулирования энергетики и переход отрасли на рыночные механизмы. — Фокус). Этот закон в первую очередь ждут сами участники рынка, поэтому нам крайне важно быть постоянно вовлеченными в работу.
Открытие рынка электроэнергии для конкуренции как внутренних, так и внешних производителей — единственно правильная стратегия для того, чтобы у нас не было постоянно кризисных ситуаций с тем же углем.
К слову, на днях Пидлисецкий отказался работать над Законом "О рынке электрической энергии" и представлять его в парламенте до полной смены нынешнего состава Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг. Депутат утверждает, что ее глава Дмитрий Вовк манипулирует формулой расчета стоимости угля "Роттердам+", чтобы завышать тарифы на электроэнергию, а также неоправданно увеличил тарифы на подключение объектов к сетям. Как вы относитесь к такому мнению?
— Как гражданин я уважаю наличие у политика своей позиции, но как руководитель оператора системы передачи я очень расстроен, что процесс застопорился. Закон нужно выталкивать в сессионный зал, какими бы ни были внутренние мотивы и убеждения. Последствия принятия этого закона будут куда более долгосрочными, чем срок на посту того или иного руководителя НКРЭКУ.
Вы часто критикуете руководство ДТЭК Рината Ахметова. С чем связаны столь напряженные отношения?
— В конце прошлого года мы изменили систему аукционов по доступу к межгосударственному сечению (части пропускной способности трансграничных линий электропередачи. — Фокус) для экспорта электроэнергии. Теперь мы выставляем на торги сечения отдельно по каждому направлению, а не "Бурштынский энергоостров" целиком, когда ДТЭК выигрывал 95% сечений. Они и сейчас выигрывают столько же, но им надо тратить больше усилий и денег из-за возросшей конкуренции на аукционе. Естественно, в ДТЭК недовольны этим и пытаются оспорить это рыночное решение в судах. Учитывая значительные финансовые ресурсы компании, возможны разные варианты исхода.
На ДТЭК в том числе лежит ответственность за высокую степень нашей зависимости от антрацита (из ОРДЛО. — Фокус). Как руководителю оператора системы передачи мне все равно, откуда придет уголь. Главное, чтобы в системе были резервы мощности. Но как человек из отрасли могу сказать, что привязать стоимость угля к формуле, которая бы давала некоторую объективность, это правильно. Нам действительно нужен индекс для определения цены на электроэнергию, пока мы не перейдем на полноценный рынок. Но необходимость диверсификации поставок угля не включена в лицензионные условия. Вот за что наказывать тепловую генерацию? Цену дали, а инструмент контроля за использованием денег не придумали. И поскольку в стране нет военного положения, то перекрытие железнодорожных путей — обычный форс-мажор. А форс-мажор освобождает стороны от необходимости выполнения обязательств.
Если бы одновременно с принятием формулы "Роттердам+" в лицензионные условия для генерации было включено обязательство, что 25% топлива должно импортироваться, это бы значительно улучшило ситуацию с углем в стране.
Грандиозные планы
Вы неоднократно говорили о планах объединения украинской и европейской энергосистем. Для промпотребителей это означает возможность покупать дешевую энергию из ЕС. Но все упирается в принятие Закона "О рынке электроэнергии". Без этого нас никто в ЕС не пустит. Более того, регулятор не сделал даже того, что не требует участия Верховной Рады: мы до сих пор не ликвидировали перекрестное субсидирование бытовых потребителей промышленностью...
"Меня часто вовлекают в разного рода обсуждения на правительственном уровне. Но я выступаю лишь как руководитель "Укрэнерго" и докладываю по поводу устойчивости системы"
— Сам факт перекрестного субсидирования не препятствует объединению наших сетей. А вот затягивание с принятием Закона "О рынке электроэнергии" мешает этому. Институциональные изменения на рынке, имплементация третьего энергопакета — обязательные условия для синхронизации. Теоретически можно синхронизироваться с сетями, но не синхронизироваться с рынком и ограничиться продажей сечения, как это происходит сейчас с "Бурштынским островом", однако не это должно быть приоритетной задачей.
Если бы мы были синхронизированы с Европой уже сейчас, то в 2016 году оптовая цена на электроэнергию у нас была бы ниже. Конкуренция творит настоящие чудеса, устраняя неэффективность, существовавшую в системе годами.
Какие изменения в регуляторном поле, помимо принятия Закона "О рынке электроэнергии", необходимы для полноценного объединения рынков электроэнергии?
— Нужно провести анбандлинг (разделение. — Фокус) по собственности генерации и системе передачи энергии. "Укргидроэнерго", "Энергоатом" и "Укрэнерго" должны подчиняться разным ведомствам. Например, в Европе операторы передачи энергии могут подчиняться даже Минфину. Это принципиально: владелец активов и policy maker отрасли должны быть разными.
Для "Укрэнеро" анбандлинг нужен, в частности, чтобы показать европейцам, что компания — действительно независимый оператор. Для них критерий независимости — один из ключевых элементов.
Еще один важный шаг — проведение в этих компаниях реформы корпоративного управления, которая предусматривает создание независимого наблюдательного совета, чтобы минимизировать политическое влияние. Минэнерго нас полностью в этом поддерживает. Если все будет сделано так, как мы запланировали, к июлю мы должны сформировать независимый набсовет.
Сколько времени понадобится для синхронизации энергосистем после того, как мы приведем свою регуляторку в соответствие с нормами ЕС?
— Мы уже финализировали каталог требований к синхронизации. Надеюсь, в этом году будем готовы выйти на подписание соглашения о присоединении. После этого на выполнение всех требований отводится пять лет. В том числе мы должны будем отсоединиться от систем России и Беларуси. До присоединения к европейской сети надо будет работать изолированно до трех лет.
Прожить три года в изоляции будет непросто. Сейчас мы провалы в мощности теоретически можем перекрыть технологическими перетоками из РФ и Беларуси...
— Синхронизация с ЕС и новая модель рынка электроэнергии — это стратегические задачи Украины на следующие пять лет. Они непростые, но только они могут позволить вырвать государство из прошлого.
К слову, реальные сроки синхронизации коррелируют со сроком внедрения новой модели рынка, предусмотренным Законом "О рынке электроэнергии". Именно поэтому я так переживаю за судьбу этого законопроекта.
Выгоду от синхронизации вы описали радужно, но сколько на это понадобится средств?
— У "Укрэнерго" инвестиции будут небольшими. Потратиться придется "Энергоатому", "Укргидроэнерго" и тепловой генерации, чтобы соответствовать техническим стандартам управления. Ранее неоднократно заявляли, что цена полной синхронизации — $3–5 млрд. Думаю, что эти цифры можно значительно сократить. Более точную сумму затрат скажем в ближайшие месяцы.
Умные электроны
Сейчас глобальный тренд — переход от регулирования генерации энергии к регулированию ее потребления за счет повышения энергоэффективности и автоматизации процессов у потребителей. На одном из публичных выступлений вы говорили, что нам тоже нужно переходить на подобную практику. Но как можно регулировать бытовых потребителей? Человек пришел с работы домой и хочет сварить на электроплите суп и почитать книгу под торшером...
— Бытовые потребители в перспективе могут не просто подключаться к сети, когда посчитают нужным, а покупать пакетную услугу, которая предполагает определенный график подключения и зарядки устройств.
Приведу в пример электромобиль. Целесообразно ставить его на зарядку в умной розетке на все то время, когда он не используется. При этом сам процесс зарядки будет начинаться не с того момента, когда вы его подключаете к сети или когда выставляете таймер, а когда диспетчер включает сеть. Если диспетчер видит, что есть провал потребления, то опрашивает все подключенные к сети электромобили, находит недозаряженные и заряжает их. Если спрос вышел на пик, то зарядка останавливается.
Но ведь такой режим зарядки не очень удобен. Если мне нужно зарядиться сейчас, а не когда начнется провал потребления?
— Нужно стимулировать потребителей финансовыми способами. К примеру, в Киеве сейчас суточное потребление колеблется в пределах 880 МВт — 1,7 Гвт. То есть в течение дня нам надо то убирать, то добавлять 500 МВт мощности. В этом объеме около 300 МВт приходится на гидрогенерацию и около 200 МВт — на Трипольскую ТЭС.
Сейчас средняя мощность зарядки электромобиля составляет 10 кВт. Поэтому, если в городе наберется 200 тыс. таких авто и хотя бы 10% из них в каждый момент включены в розетку, то они могут дать нужные нам 200 МВт хоть в плюс, хоть в минус. Нам в принципе не будет нужна Трипольская ТЭС. Поэтому такие вещи должны стимулироваться меньшими тарифами в часы снижения потребления.
Зарядка в момент падения спроса и отказ от нее в час пик — по сути это так называемые дополнительные услуги энергорынку, которые нам сейчас оказывает генерация и крупные потребители. Такие услуги могут оказываться как автоматически, когда потребитель подписывается на пакет услуг по умолчанию, так и с согласия на каждое действие: вам приходит СМС, что вот сейчас вы можете подзарядиться по такому-то тарифу, отказаться от зарядки или же вообще отдать в сеть энергию, которая есть в вашем аккумуляторе (и получить за это оплату от "Укрэнерго". — Фокус).
- Читайте также: Дорогая энергия. Будет ли в Украине дорожать электроэнергия
Звучит заманчиво, но когда в Украине могут появиться такие технологии?
— Нужно подготовить сети. Мы совместно со Всемирным банком начинаем проект Smart Grid (модернизированные сети электроснабжения, которые используют информационные технологии для сбора информации об энергопроизводстве и энергопотреблении. — Фокус). Этот проект позволит нам прогнозировать потребление электроэнергии. Если мы за три года закончим свою часть, аналогичные мероприятия должны будут осуществить уже и облэнерго. И вот когда все подстанции будут объединены в одну "умную сеть", тогда система сможет добраться до каждого потребителя по отдельности, что сделает возможным управление спросом.