Как супермаркеты спасаются от кризиса

И супермаркеты, и их поставщики приспосабливаются к новым условиям. Приспосабливается и третья сторона – покупатели

Related video

Киевский рекламист Татьяна Василенко, выбирая экзотическое ореховое масло для приготовления семейного ужина, говорит, что исчезновение очередей у касс и толкучек возле прилавков – самое приятное изменение в супермаркетах за последнее время. А самым неприятным Татьяна называет появление большого количества испорченных продуктов. "На днях я чуть не купила полусгнивший ананас, замаскированный под свежий, – возмущается она. – И было это в магазине, который рекламирует свои овощи как "свежайшие".

"Большое количество "просрочки" скопилось не только в супермаркетах, но и на складах поставщиков, – рассказывает Сергей Шаповал, супервайзер компании-дистрибьютора кондитерских изделий и чая. – Многие фирмы-поставщики традиционно избавляются от неликвида, перефасовывая товар и "перебивая" сроки годности на упаковках".

По его словам, к подобным методам прибегают и супермаркеты, поэтому он советует покупать в магазинах товары только в упаковке производителя и с соответствующей маркировкой.

Больше всего просроченного товара в сегменте "премиум": деликатесы стали меньше покупать. Залеживаются также продукты малоизвестных производителей.

Сергей Шаповал отмечает, что розничники испугались сокращения ассортимента и, чтобы не допустить пустых прилавков, готовы идти на уступки дистрибьюторам. Например, стало легче договариваться об удачном расположении товара, кое-где снизили плату за размещение на полках.

– Однако эти уступки минимальны, – сетует супервайзер. – Супермаркеты по-прежнему диктуют свою волю, и прежде всего в вопросах отсрочек платежей за поставки. Условия супермаркетов в этом вопросе не принимают только крупные бренды, наличие которых обязательно в любом торговом зале. Остальным приходится терпеть диктат.

Цены и люди
Банковская служащая Наталья Макоткина из Луганска – человек экономный, поэтому в поисках более дешевого товара готова обойти несколько торговых точек. Но в последнее время, рассказывает она, практически во всех супермаркетах Луганска цены сравнялись.

"Например, если раньше памперсы в оптовом магазине стоили на 19 гривен дешевле, чем в обычном супермаркете, то теперь разница всего в 40 копеек", – говорит Наталья.

Такую тенденцию представитель крупной сети супермаркетов, согласившийся побеседовать с Фокусом на условиях анонимности, объясняет кризисом. "Во-первых, поредели ряды поставщиков, – объясняет он. – Остались только крупные, с которыми труднее договориться о более низких ценах. А во-вторых, те торговцы, которые раньше демпинговали, уже не могут себе этого позволить".

Как рассказал директор департамента маркетинга "Х5 Ритейлгрупп Украина" (сеть супермаркетов "Перекресток") Сергей Янчук, как правило, клиентов супермаркетов можно разделить на три категории: с низким доходом, средним и высоким. И в зависимости от того, какая категория преобладает в районе каждого конкретного супермаркета, формируется его ассортимент. Естественно, в большом торговом центре в центральной части города он будет более разнообразным.

Однако если в пределах одного населенного пункта цены могут не очень отличаться, то в зависимости от региона они разнятся значительно. По словам директора исследовательской компании RetailStudio Михаила Грищенко, супермаркетам выгодно выкладывать на полки товар по той цене, которую готов заплатить покупатель, поэтому ценообразование и выручка напрямую зависят от социально-экономической ситуации в регионе. Как и ассортимент, представленный на полках. Самые дешевые супермаркеты – в восточных областях, где остановилось промышленное производство и резко упал уровень жизни.

Наши марки
Последний писк кризисной моды – активное развитие собственных торговых марок (они же private label) сетей супермаркетов. Это помогает поддержать ассортимент и привлечь покупателя недорогим продуктом.

"Именно дешевизна – главное мерило продукта при производстве private label, – откровенничает попросивший не называть его фамилию директор одного из пищевых предприятий. – Эти товары делают из самого дешевого сырья, и качество при этом соответствующее". По его словам, обычно заказы на изготовление продукции private label супермаркеты размещают на "безымянных" предприятиях. Ведь таким производителям можно навязывать свои условия сотрудничества, а также получать большие отсрочки по оплате. Другая причина того, что товары private label дешевле своих аналогов, – в отсутствии рекламных и маркетинговых затрат на их продвижение. А такие затраты в себестоимости именитого, брендированного продукта могут составлять до 30%. Кроме того, собственную продукцию супермаркеты выставляют на полки бесплатно, в то время как другие производители должны платить магазину "за место", а также отчислять определенный процент от продажи. Кстати, в европейских супермаркетах доля продуктов под своими торговыми марками составляет около 50%. В этом направлении начинают двигаться и у нас.

Какой набор продуктов можно купить на 500 гривен в разных странах