Непроторенная лыжня. Почему в Украине нет горнолыжных курортов европейского уровня
В Украине пока существует лишь один горнолыжный курорт европейского уровня — "Буковель". Хотя подобных ему могло быть намного больше, если бы не две извечные беды — дороги и чиновники
Март — самое время подвести итоги горнолыжного сезона в Украине. Они оптимистичные. Несмотря на малоснежную зиму, которая началась лишь после Нового года, туристов в Украине отдохнуло немало. Их было бы еще больше, если бы государство занялось обустройством инфраструктуры и промоцией горнолыжного отдыха. Если инфраструктура останется в нынешнем состоянии, зимой в Украине скоро нечего будет делать.
Украинские горнолыжные курорты по природным условиям ничем не уступают конкурентам из Восточной Европы. Проигрывают они им исключительно по причине плохой транспортной инфраструктуры и неудовлетворительного состояния трасс и подъемников. Пожалуй, лишь в "Буковеле" есть практически идеальные даже по европейским меркам трассы для катания и современные подъемники.
Самый раскрученный курорт страны не в состоянии справиться с транспортными проблемами. Больше часа езды из Ивано-Франковска — это далеко не идеальная трасса из аэропорта Женевы до французского "Куршавеля 1850". Пока в "Буковеле" не обзавелись собственным аэропортом, по аналогу с куршавельским Альтипортом, неудобства приходится испытывать всем, даже самым богатым туристам. Частично проблему решили с помощью Укрзализныци, которая запустила удобный поезд из Киева до Ворохты. Но автомобилистам от этого не легче.
Близко, но недостижимо
На остальных курортах ситуация куда плачевнее. К примеру, Буковина по объективным характеристикам могла бы стать одним из горнолыжных центров Восточной Европы (которым она и была в румынские времена). Высоты Карпатских гор позволяют строить здесь горнолыжные курорты. Но ужасные дороги и плохая логистика с другими регионами не способствуют желанию инвесторов вкладывать деньги. Область никак не найдет средства хотя бы на укладку асфальта, который не сходил бы за зиму. Именно из-за плохих дорог на Буковину неохотно едут соседи — лыжники и бордисты из Румынии и Молдовы. "Туристы из Румынии и Молдовы составляют всего 5% общего турпотока, хотя ехать сюда от них всего ничего", — сокрушается генеральный директор горнолыжного курорта "Мигово" Ярослав Пацарняк.
Главный секрет успеха популярных польских курортов Закопане и Щирка — это инвестиции государства и сотрудничество с местным бизнесом
Сегодня в Черновицкой области действует лишь один горнолыжный курорт — "Мигово". Он расположен недалеко от областного центра и близко к границе с Румынией. Курорт позиционирует себя как место для семейного и корпоративного отдыха. Трасса протяженностью 1,2 км идеально подходит для начинающих лыжников. Пик сезона, когда "Мигово" зарабатывает, приходится на новогодне-рождественские праздники. Но в этом году на Новый год практически не было снега, поэтому и туристов оказалось значительно меньше, чем обычно. Чтобы гости приезжали и в другое время, нужно докупать снежные пушки, а также построить новый кресельный подъемник. Последний уже куплен, но бюрократические процедуры не позволили установить его до начала горнолыжного сезона.
Единственное на сегодня преимущество "Мигово" перед румынскими горами — цены. Они здесь в полтора, а то и в два раза ниже, чем у соседей. Но демпинг сам по себе не позволяет выигрывать в конкурентной борьбе.
Мусорные цены
Не лучше ситуация и на самом высокогорном курорте Украины — Драгобрате. Снег здесь появляется в начале декабря и лежит до конца апреля — высота в 1,3–1,6 тыс. м дает о себе знать. Более 60 отелей и пансионов Драгобрата готовы принимать туристов круглый год. Цены от 800 грн до 1,2 тыс. грн за номер с питанием (завтрак и ужин) — фантастика для Европы. Но едут сюда преимущественно туристы-экстремалы из Украины. Кто еще рискнет подниматься по бездорожью на стареньких УАЗах или ЗИЛах?
Кроме того, у Драгобрата серьезные проблемы с канализацией и вывозом мусора, что также не способствует притоку отдыхающих. "Драгобрат дает около двух третей туристического сбора Раховского района, — говорит Людмила Титыш, специалист по туризму Раховской райгосадминистрации. — Но так и не решены вопросы с водопользованием и канализацией, а это экология Карпат".
Старенькие подъемники давно требуют замены. "Уже 12 лет длится переписка с различными госорганами по поводу разрешений на строительство нового подъемника на Драгобрате, но ведомства лишь кивают друг на друга, — поясняет глава ассоциации "Полонина Драгобрат" Петр Грапынюк. — Мы готовы вкладывать деньги в инфраструктуру, но процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена".
С мусором ситуация похожая. "За машину просят 9 тыс. грн, но в округе сложно найти мусоросборник", — говорит Грапынюк. Все, что смогли предложить отельерам районные власти, это начать раздельную сортировку отходов. Но на Драгобрате 63 собственника пансионов и мини-отелей и с каждым нужно договориться, что усложняет процесс принятия любого решения.
Бездорожная сказка. Украинские горнолыжные курорты по природным условиям ничем не уступают конкурентам из Восточной Европы
Сделай сам
Самый перспективный украинский курорт — поселок Славское. Пик популярности горнолыжной столицы Советского Союза пришелся на 70–80-е годы прошлого века. Сюда приезжала тренироваться сборная СССР по горнолыжному слалому, и именно тогда здесь построили основные пансионаты и базы отдыха — "Динамо", "Перлину Карпат", "Славский". В те годы инфраструктура Славского ничем не уступала ведущим европейским курортам.
Но со временем курорт перестал развиваться. Появился респектабельный "Буковель", который постепенно перетянул на себя платежеспособных украинцев. В Славское же едут главным образом студенты. Подъемники на горе Тростян с каждым годом все больше напоминают груду металлолома, а инфраструктура на самой горе не выдерживает никакой критики. Владелец подъемников — спортобщество "Динамо" средства в новую инфраструктуру не вкладывает, но и продавать курорт не собирается.
Между тем главное преимущество Славского — удачное месторасположение. Курорт соединен железной дорогой со всеми городами-миллионниками. Кроме того, до Львова по международной трассе Киев — Чоп всего 135 км. Неудивительно, что за год без особой рекламы и продвижения в Славское приезжает до 900 тыс. туристов. Но большинство из них выбирает для отдыха лето. В последние годы здесь все больше иностранцев — поляков и израильтян. Но и летом туристов стало бы намного больше, если бы в поселке работал хотя бы один крытый бассейн и был кинотеатр или концертный зал.
Местные предприниматели, бизнес которых заточен под туризм, уверены, что все это скоро в Славском появится. Ведь поселок получил второе дыхание в лице Славской объединенной территориальной громады, созданной в конце 2017 года. Ее глава Владимир Бега 10 лет руководит самым дорогим отелем курорта — "Вежа Ведмежа", который расположен в 7 км от Славского. "Раньше руководство Львовской области боялось привозить к нам международные делегации, так как дороги практически не было — одни ямы", — рассказывает Бега. Сейчас дорога из Славского до поселка Волосянка, где расположен его отель, занимает всего 5 минут. Идеальный асфальт и в самом Славском.
В соседней Польше зимние ресорты давно научились зарабатывать не только во время зимнего сезона, но и летом. Летом даже больше
Благодаря транспортному эксперименту с таможней в 2017-м обладминистрация капитально отремонтировала и дорогу от курорта до международной трассы Киев — Чоп. "Прежде чем привести инвесторов, нам нужно было капитально отремонтировать дорогу, чего не делали более 20 лет", — отмечает председатель Львовской облгосадминистрации Олег Синютка. Со следующего года возле Славского планируется строительство нового горнолыжного курорта, инвестором которого станет компания "ОККО-ретейл". Она уже начала вкладывать деньги в Славское, благодаря чему местный бюджет увеличился в 10 раз, до 40 млн грн. Синютка уверен, что с приходом инвестора курорт станет центром международного туризма, где построят современные трассы и отели.
Впрочем, все это лишь мечты. Пока ситуация на украинских горнолыжных курортах далека от идеала. В то же время в соседней Польше зимние ресорты давно научились зарабатывать не только во время зимнего сезона, который с каждым годом сокращается, но и летом. Летом даже больше. Сначала там создали нормальную транспортную инфраструктуру и индустрию развлечений. Главный секрет успеха популярных польских курортов Закопане и Щирка — это инвестиции государства и сотрудничество с местным бизнесом. Поэтому и едут туда туристы со всей Европы, в том числе из Украины.
Пример того же Славского показывает, что власти и бизнес способны сотрудничать и у нас. Главное, чтобы бизнесмены видели, какие перспективы такое сотрудничество может дать, а власть не забывала, что сначала нужно создать условия для развития предпринимательства, а затем уже собирать налоги.