Непроторенная лыжня. Почему в Украине нет горнолыжных курортов европейского уровня

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

В Украине пока существует лишь один горнолыжный курорт европейского уровня — "Буковель". Хотя подобных ему могло быть намного больше, если бы не две извечные беды — дороги и чиновники

Март — самое время подвести итоги горнолыжного сезона в Украине. Они оптимистичные. Несмотря на малоснежную зиму, которая началась лишь после Нового года, туристов в Украине отдохнуло немало. Их было бы еще больше, если бы государство занялось обустройством инфраструктуры и промоцией горнолыжного отдыха. Если инфраструктура останется в нынешнем состоянии, зимой в Украине скоро нечего будет делать.

Украинские горнолыжные курорты по природным условиям ничем не уступают конкурентам из Восточной Европы. Проигрывают они им исключительно по причине плохой транспортной инфраструктуры и неудовлетворительного состояния трасс и подъемников. Пожалуй, лишь в "Буковеле" есть практически идеальные даже по европейским меркам трассы для катания и современные подъемники.

Самый раскрученный курорт страны не в состоянии справиться с транспортными проблемами. Больше часа езды из Ивано-Франковска — это далеко не идеальная трасса из аэропорта Женевы до французского "Куршавеля 1850". Пока в "Буковеле" не обзавелись собственным аэропортом, по аналогу с куршавельским Альтипортом, неудобства приходится испытывать всем, даже самым богатым туристам. Частично проблему решили с помощью Укрзализныци, которая запустила удобный поезд из Киева до Ворохты. Но автомобилистам от этого не легче.

Близко, но недостижимо

На остальных курортах ситуация куда плачевнее. К примеру, Буковина по объективным характеристикам могла бы стать одним из горнолыжных центров Восточной Европы (которым она и была в румынские времена). Высоты Карпатских гор позволяют строить здесь горнолыжные курорты. Но ужасные дороги и плохая логистика с другими регионами не способствуют желанию инвесторов вкладывать деньги. Область никак не найдет средства хотя бы на укладку асфальта, который не сходил бы за зиму. Именно из-за плохих дорог на Буковину неохотно едут соседи — лыжники и бордисты из Румынии и Молдовы. "Туристы из Румынии и Молдовы составляют всего 5% общего турпотока, хотя ехать сюда от них всего ничего", — сокрушается генеральный директор горнолыжного курорта "Мигово" Ярослав Пацарняк.

Главный секрет успеха популярных польских курортов Закопане и Щирка — это инвестиции государства и сотрудничество с местным бизнесом

Сегодня в Черновицкой области действует лишь один горнолыжный курорт — "Мигово". Он расположен недалеко от областного центра и близко к границе с Румынией. Курорт позиционирует себя как место для семейного и корпоративного отдыха. Трасса протяженностью 1,2 км идеально подходит для начинающих лыжников. Пик сезона, когда "Мигово" зарабатывает, приходится на новогодне-рождественские праздники. Но в этом году на Новый год практически не было снега, поэтому и туристов оказалось значительно меньше, чем обычно. Чтобы гости приезжали и в другое время, нужно докупать снежные пушки, а также построить новый кресельный подъемник. Последний уже куплен, но бюрократические процедуры не позволили установить его до начала горнолыжного сезона.

Единственное на сегодня преимущество "Мигово" перед румынскими горами — цены. Они здесь в полтора, а то и в два раза ниже, чем у соседей. Но демпинг сам по себе не позволяет выигрывать в конкурентной борьбе.

Мусорные цены

Не лучше ситуация и на самом высокогорном курорте Украины — Драгобрате. Снег здесь появляется в начале декабря и лежит до конца апреля — высота в 1,3–1,6 тыс. м дает о себе знать. Более 60 отелей и пансионов Драгобрата готовы принимать туристов круглый год. Цены от 800 грн до 1,2 тыс. грн за номер с питанием (завтрак и ужин) — фантастика для Европы. Но едут сюда преимущественно туристы-экстремалы из Украины. Кто еще рискнет подниматься по бездорожью на стареньких УАЗах или ЗИЛах?

Кроме того, у Драгобрата серьезные проблемы с канализацией и вывозом мусора, что также не способствует притоку отдыхающих. "Драгобрат дает около двух третей туристического сбора Раховского района, — говорит Людмила Титыш, специалист по туризму Раховской райгосадминистрации. — Но так и не решены вопросы с водопользованием и канализацией, а это экология Карпат".

Старенькие подъемники давно требуют замены. "Уже 12 лет длится переписка с различными госорганами по поводу разрешений на строительство нового подъемника на Драгобрате, но ведомства лишь кивают друг на друга, — поясняет глава ассоциации "Полонина Драгобрат" Петр Грапынюк. — Мы готовы вкладывать деньги в инфраструктуру, но процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена".

С мусором ситуация похожая. "За машину просят 9 тыс. грн, но в округе сложно найти мусоро­сборник", — говорит Грапынюк. Все, что смогли предложить отельерам районные власти, это начать раздельную сортировку отходов. Но на Драгобрате 63 собственника пансионов и мини-отелей и с каждым нужно договориться, что усложняет процесс принятия любого решения.

Fullscreen

Бездорожная сказка. Украинские горнолыжные курорты по природным условиям ничем не уступают конкурентам из Восточной Европы

Сделай сам

Самый перспективный украинский курорт — поселок Славское. Пик популярности горнолыжной столицы Советского Союза пришелся на 70–80-е годы прошлого века. Сюда приезжала тренироваться сборная СССР по горнолыжному слалому, и именно тогда здесь построили основные пансионаты и базы отдыха — "Динамо", "Перлину Карпат", "Славский". В те годы инфраструктура Славского ничем не уступала ведущим европейским курортам.

Но со временем курорт перестал развиваться. Появился респектабельный "Буковель", который постепенно перетянул на себя платежеспособных украинцев. В Славское же едут главным образом студенты. Подъемники на горе Тростян с каждым годом все больше напоминают груду металлолома, а инфраструктура на самой горе не выдерживает никакой критики. Владелец подъемников — спортобщество "Динамо" средства в новую инфраструктуру не вкладывает, но и продавать курорт не собирается.

Между тем главное преимущество Славского — удачное месторасположение. Курорт соединен железной дорогой со всеми городами-миллионниками. Кроме того, до Львова по международной трассе Киев — Чоп всего 135 км. Неудивительно, что за год без особой рекламы и продвижения в Славское приезжает до 900 тыс. туристов. Но большинство из них выбирает для отдыха лето. В последние годы здесь все больше иностранцев — поляков и израильтян. Но и летом туристов стало бы намного больше, если бы в поселке работал хотя бы один крытый бассейн и был кинотеатр или концертный зал.

Местные предприниматели, бизнес которых заточен под туризм, уверены, что все это скоро в Славском появится. Ведь поселок получил второе дыхание в лице Славской объединенной территориальной громады, созданной в конце 2017 года. Ее глава Владимир Бега 10 лет руководит самым дорогим отелем курорта — "Вежа Ведмежа", который расположен в 7 км от Славского. "Раньше руководство Львовской области боялось привозить к нам международные делегации, так как дороги практически не было — одни ямы", — рассказывает Бега. Сейчас дорога из Славского до поселка Волосянка, где расположен его отель, занимает всего 5 минут. Идеальный асфальт и в самом Славском.

В соседней Польше зимние ресорты давно научились зарабатывать не только во время зимнего сезона, но и летом. Летом даже больше

Благодаря транспортному эксперименту с таможней в 2017-м обладминистрация капитально отремонтировала и дорогу от курорта до международной трассы Киев — Чоп. "Прежде чем привести инвесторов, нам нужно было капитально отремонтировать дорогу, чего не делали более 20 лет", — отмечает председатель Львовской облгосадминистрации Олег Синютка. Со следующего года возле Славского планируется строительство нового горнолыжного курорта, инвестором которого станет компания "ОККО-ретейл". Она уже начала вкладывать деньги в Славское, благодаря чему местный бюджет увеличился в 10 раз, до 40 млн грн. Синютка уверен, что с приходом инвестора курорт станет центром международного туризма, где построят современные трассы и отели.

Впрочем, все это лишь мечты. Пока ситуация на украинских горнолыжных курортах далека от идеала. В то же время в соседней Польше зимние ресорты давно научились зарабатывать не только во время зимнего сезона, который с каждым годом сокращается, но и летом. Летом даже больше. Сначала там создали нормальную транспортную инфраструктуру и индустрию развлечений. Главный секрет успеха популярных польских курортов Закопане и Щирка — это инвестиции государства и сотрудничество с местным бизнесом. Поэтому и едут туда туристы со всей Европы, в том числе из Украины.

Пример того же Славского показывает, что власти и бизнес способны сотрудничать и у нас. Главное, чтобы бизнесмены видели, какие перспективы такое сотрудничество может дать, а власть не забывала, что сначала нужно создать условия для развития предпринимательства, а затем уже собирать налоги.