Под крылом черного лебедя. Почему штормы на российских финансовых рынках больше не угрожают Украине

После введения новых санкций США российский фондовый рынок просел, рубль девальвировал, а зарубежные инвесторы нацелились на уход из страны. Но как бы ни штормило рынок северного соседа, Украине ничего не угрожает — экономические связи уже разорваны

Пока российские СМИ пытаются переключить внимание населения на противостояние с США в Сирии, экономику "великой державы" лихорадит. Только за один день — 9 апреля 2018 года, который назвали "черным понедельником", российский фондовый рынок просел на 11%. Это стало реакцией на введение новых санкций США против 24 российских бизнесменов и чиновников. В их числе приближенные к Путину миллиардеры Олег Дерипаска, Игорь Ротенберг, Кирилл Шамалов, Виктор Вексельберг, Сулейман Керимов и др.

Сильнее всего пострадал влиятельный бизнесмен Олег Дерипаска. Котировки акций его компании "Русал", крупнейшего производителя алюминия в РФ, в "черный понедельник" на Гонконгской бирже просели на 50% и спустя неделю упали еще на 27%, до исторического минимума. А цена торгуемых на Лондонской бирже депозитарных расписок подконтрольной Дерипаске компании En+ обвалилась более чем в два раза. И хотя под раздачу прежде всего попали акции фигурантов санкционного списка Вашингтона ("Русал", Сбербанк и др.), по наблюдениям члена Украинского общества финансовых аналитиков Виталия Шапрана, одновременно просели почти все крупные компании независимо от сектора экономики.

"Последняя волна американских санкций стала неожиданной для иностранных инвесторов, они начали массово выходить из активов в рублях, и стоимость этих активов резко упала", — комментирует ситуацию на биржах Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы ICU. Из-за настроений инвесторов минфин России даже отменил со ссылкой на неблагоприятную рыночную конъюнктуру намеченный на 11 апреля 2018 года аукцион по размещению облигаций федеральных займов. Кроме проблем с инвестиционным климатом, по мнению директора департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктора Шулика, американские санкции также оголили несовершенство системы корпоративного управления и анализа рисков в крупных российских компаниях.

Спасение рядовых олигархов

Фондовый рынок РФ 9–10 апреля был практически парализован, но с 11 апреля акции некоторых российских компаний начали отыгрывать падение. По мнению Виктора Шулика, дальнейшее развитие событий будет зависеть от усиления давления на собственников подсанкционных компаний, их отношений с кредиторами, инвесторами и государством, а также информационного фона. Шулик допускает, что санкции могут быть инструментом для передела реальных активов, и напоминает о политике США по защите собственных производителей и рынков, которая становится все более жесткой. Например, ущемление интересов "Русала", который поставлял на американский рынок более 10% своей продукции, вполне вписывается в русло протекционистской риторики Дональда Трампа.

Fullscreen

Игра вдолгую. В более отдаленной перспективе Украина гипотетически может выиграть за счет применения антироссийских санкций

Дальнейшие перспективы бизнесов российских олигархов, попавших в черный список Вашингтона, выглядят туманно. "Компании, против которых введены санкции, прежде всего "Русал", столкнутся с проблемой рефинансирования внешнего долга. Поэтому на первом этапе ключевым элементом их поддержки будет кредитование со стороны российских госбанков", — считает Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвесткомпании Dragon Capital.

Финансовый ресурс для помощи друзьям Путина у России имеется — на 1 апреля золотовалютные резервы (ЗВР) Центробанка РФ составляли $458 млрд, из которых на валюту приходилось $378 млрд. "Поддержку смогут оказать как в рублях за счет эмиссии Центробанка, так и напрямую в валюте. Это не совсем верно с позиции рыночной экономики, но санкции — это политика. Вместе с тем такая поддержка не вернет, например, "Русалу" рынки сбыта", — комментирует Виталий Шапран.

Впрочем, аналитик инвесткомпании Concorde Capital Евгения Ахтырко указывает на вероятность дефолта подсанкционных российских компаний, который может быть объявлен не столько из-за ухудшения их финансового состояния, сколько как ответная мера России на санкции Запада. То есть бизнесы приближенных к Путину олигархов попросту откажутся погашать внешний долг, несмотря на наличие ресурсов для его рефинансирования у государства.

Еще один сценарий для участников черного списка Вашингтона — национализация. "Все подсанкционные частные российские компании должны будут решить свои долговые вопросы в течение одного месяца. Предположительно некоторые из них фактически обанкротятся и будут национализированы правительством России, в то время как другие могут быть ликвидированы, а их активы восстановлены в новых компаниях", — обобщает старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне, адъюнкт-профессор Джорджтаунско­го университета Андерс Аслунд. По его мнению, возможная национализация еще более укрепит влия­ние российского государства на экономику.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Инфографика: Александр Шатов

Россиянам аукнется

Вряд ли рядовые россияне, увлеченные просмотром новостей из Сирии, обратили внимание на биржевой обвал. "На фондовом рынке России доля инвестиций частных трейдеров остается незначительной, поэтому падение стоимости отдельных акций не имеет какого-либо заметного влияния на сбережения населения. Более ощутимым фактором для граждан РФ является девальвация рубля, а также перспективы ускорения темпов инфляции", — объясняет Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital.

Впрочем, на табло с курсами обмена валют граждане РФ уже могут лицезреть последствия "черного понедельника" — российская валюта ослабела примерно на 10%, до отметок октября 2016-го. "За последние четыре года рубль пережил два значительных периода девальвации: в конце 2014-го и в начале 2016 года. Оба раза стремительная девальвация длилась 3–4 месяца, потом был откат. Однако оба раза курс на прежние позиции не вернулся, зависнув на более высоком значении", — рассказывает Евгения Ахтырко. Она не исключает, что поведение рубля будет таким же и на этот раз. То есть курс вряд ли вернется к показателям ниже 60 USD/RUB.

Из-за девальвации рубля и инфляционных процессов, по мнению Виталия Шапрана, россияне станут беднее на 5–15%. В отличие от олигархов, на поддержку государства населению вряд ли стоит рассчитывать. "Если подсанкционным компаниям будут помогать за счет бюджетных средств, государственные ассигнования по различным социальным программам уменьшатся, а некоторые программы вовсе приостановят", — считает Евгения Ахтырко.

Также, по словам Андерса Аслунда, санкции уменьшат поступление иностранных инвестиций в Россию и таким образом замедлят экономический рост. Для граждан это означает сокращение рабочих мест и отсутствие предпосылок для повышения доходов.

Однако, по мнению Александра Вальчишена, санкции в некоторой степени даже помогают текущей экономической политике РФ, которая начиная с 2013 года целенаправленно переводится руководством страны на новую модель. "Ожидается, что российская экономика будет более ориентирована на внутреннее потребление, использование внутренней финансовой системы станет более полноценным, зависимость от внешнего капитала снизится, а обменный курс по возможности будет максимально гибким", — объясняет направления трансформации Вальчишен. То есть экономика станет строиться практически без участия иностранного капитала под тотальным контролем государства за плотным железным занавесом. Ностальгирующие по СССР россияне будут удовлетворены.

А нам все равно

"Последняя волна американских санкций стала неожиданной для иностранных инвесторов, которые начали массово выходить из активов в рублях, и стоимость этих активов резко упала"

После того как в августе 1998 года Россия объявила дефолт и в последующие шесть месяцев рубль обесценился в три раза, в Украине замедлился экономический рост, а гривна подешевела вдвое. К таким последствиям привели на тот момент все еще обширные экономические связи с северным соседом.

Подобного в 2018 году уже не случится. "С начала военных действий на востоке страны зависимость между экономиками Украины и России снижается, и потенциальное воздействие финансового кризиса в России будет не таким значительным, каким могло быть в 2012-м, когда наш северный сосед покупал почти четверть украинского экспорта", — говорит заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Мария Репко. То есть негативный эффект если и будет, то весьма незначительный.

В более отдаленной перспективе Украина гипотетически может даже выиграть из-за применения антироссийских санкций. "На внешних рынках наша страна конкурирует с российскими производителями стали и аграрной продукции. На данный момент нет четкого понимания, сможет ли украинская продукция подвинуть российскую на ключевых экспортных рынках. Тем не менее, если санкции против РФ в дальнейшем усилятся, такой сценарий вполне вероятен", — рассуждает Дмитрий Чурин.

В геополитическом контексте ситуация выглядит также неоднозначно. Как отмечает Мария Репко, отказ России от агрессии на Донбассе благодаря санкциям, конечно, станет позитивом для Украины, если в ответ на ситуацию РФ, напротив, не повысит градус противостояния.