"Роттердам+" позволил уйти от миллиардных дотаций, которые разворовывались, — эксперты
Введение формулы "Роттердам+" позволило украинским госшахтам продавать добытый уголь по рыночным ценам, а государству — отменить миллиардные дотации углепрому, которые, в основном, разворовывались
Об этом говорится в статье "Приход инвестора в углепром сейчас кажется невероятным" на портале StockWorld, передает dsnews.ua.
Авторы отмечают, что убыточность украинских госшахт во многом вызвана не объективными экономическими факторами, а банальной коррупцией: заказы разыгрываются "среди своих" на "липовых" конкурсных торгах. Это подтверждают опрошенные ими эксперты и лидеры профсоюзов горняков.
Государство выделяло на поддержку госшахт огромные дотации, рассказывает глава ячейки профсоюза в ГП "Селидовуголь" Сергей Павлов. Например, в 2013 году они составляли $1,9 млрд. Однако, по словам лидера профсоюза горняков, "чем больше дотаций давалось, тем больше воровалось".
"Тендеры (стоимость товаров и услуг, - Ред.) завышались в 2-3 раза. На покупку комбайнов, конвейеров и прочее. К примеру, комбайн стоил одну условную единицу, а его брали за четыре. Вот это и есть схема, куда уходит дотация", — отметил Сергей Павлов.
В статье говорится, что воровать с таким же размахом, как в 2013 году, сегодня уже не получается.
"Дотации свели к минимуму. На зарплаты шахтерам, чтобы погасить "голодные бунты", правительство перераспределяет часть средств, которые предназначаются на закрытие или модернизацию. Но это относительно небольшие суммы — около $100 млн в год. Отрасль перешла на рыночные отношения, шахтам платят рыночную цену на уголь. Поэтому и масштаб коррупции снизился на порядок", — отмечают авторы.
Это подтверждает председатель Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) Михаил Волынец. По его словам, в 2016-17 годах именно формула "Роттердам+" позволила минимизировать кризис в отрасли.
"До 2014 года были государственные дотации. Воровали серьезно, сколько ни дай, всегда не хватает. Но с 1 апреля 2016 года заработала формула "Роттердам+", я ее называю API2, госшахты получили 8,5 миллиарда гривен дополнительных денег, и это оплата за продукцию, а не субсидии, помощь или что-либо еще", — поясняет Михаил Волынец.
Отмечается, что переход к формульным, рыночным ценам "изменил всю систему координат привычной модели существования госпредприятий".
"Стало понятно, сколько шахта зарабатывает. Сколько может потратить. Уже само по себе это стало сдерживающим фактором для нецелевого расходования заработанных шахтой средств", — пишут авторы.
При этом отмечается, что закупки украинские госшахты по-прежнему производят по коррупционным схемам. По словам Михаила Волынца, даже сегодня система электронных закупок Prozorro не спасает ситуацию: находится способ, как закупить некачественное оборудование в несколько раз дороже рынка. Он уверен, что следующим шагом должна стать приватизация госшахт, и таким образом "проблема коррупции решится сама собой".
"Если будет хозяин – он сам себя грабить не будет: ему это невыгодно. Нам нужны конкретные целевые финансовые инвестиции — то ли государственные, то ли частные. Для развития шахт. Но нет инвестиций. Поэтому шахты простаивают. Фактически сегодня госшахты в Украине остановлены", — отметил глава профсоюза горняков.
Однако, пишут авторы, иностранный инвестор не спешит заходить на украинские шахты. Отмечается, что одна из причин – это скандальное дело НАБУ, связанное с формулой "Роттердам+".
"Бюро пытается доказать, что формула завышает стоимость угля для местного производителя. В НАБУ уверены, что платить за уголь местного производства необходимо значительно меньше, чем за импортный", — говорится в статье.
Эксперт по вопросам госзакупок, глава правления "Transparency International Украина" Андрей Марусов подчеркнул, что "тема цен на уголь в Украине невероятно политизирована и находится под таким политическим давлением, что приход инвестора в углепром сейчас кажется невероятным".
"Иностранный инвестор понимает, что формула "Роттердам+" зависит от политических условий. То есть инвестор будет заходить на украинский рынок на одних условиях, а через некоторое время они могут измениться. А это очень большой риск. Инвестор будет просчитывать, насколько он серьезен", — отметил эксперт.
Резюмируя, авторы статьи отмечают, что на сегодня наиболее вероятный сценарий – поэтапное закрытие убыточных госшахт.
"Утешает лишь, что введение формулы "Роттердам+" позволило сделать этот процесс менее затратным для государства за счет снижения уровня коррупции", — говорится в статье.
Напомним, НАБУ расследует действия членов НКРЭКУ, утвердивших формулу "Роттердам+", с марта 2017 года. Однако результаты расследования до сих пор отсутствуют.
При этом член наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук недавно сообщил, что Бюро уже располагает результатами официальной экспертизы по "Роттердам+", которые подтверждают обоснованность формулы.
По словам эксперта, полученные данные разрушают планы главы НАБУ Артема Сытника доказать, что формула принесла государству ущерб и за ее внедрение чиновников нужно привлекать к ответственности.