Сложный отдых. Как туркомпании учли проблемы прошлого сезона, и есть ли шанс избежать их в нынешнем

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Скандал вокруг лицензии авиакомпании SkyUp неожиданно напомнил – начался сезон отпусков. А с ним и нервные ожидания отдыхающих: улетим или не улетим? Фокус выяснял, насколько вырос пассажиропоток и как туркомпании и авиакомпании готовы к сезону

Отдых лета 2018 года многие украинцы вспоминают без теплоты. Прошлый туристический сезон оказался богат на неприятные происшествия и накладки, испортившие впечатление тысячам путешественников. Речь идет об уникальном сочетании нескольких несчастливых факторов – банкротства одного из туроператоров, а также дефицит чартеров, усугубленный происшествием с воздушными судами авиаперевозчика Bravo Airways. Результат "сутки плюс" ожидание в аэропорту вылета, ночевки на матрасах, жалобы на отсутствие информации и базовых услуг, и по итогу – сотни недовольных отпускников. Определять сезон-2018 как "рекордно проблемный" вряд ли корректно, учитывая отсутствие внятных критериев и базы для сравнения, однако участники туристического рынка признают, что прошлое лето надолго останется в памяти.

Гарантирует ли печальный и полностью осознаваемый опыт, что проблемы не повторятся в нынешнем, уже стартовавшем туристическом сезоне-2019? Ни в малейшей степени.

Антон Рудич, президент Украинской ассоциации туристических агентств, напоминает, что начиная с 2017 года турпоток из Украины прирастает на 20-30% ежегодно и эта динамика сохранится и в текущем сезоне. "При этом предприятия авиации не демонстрируют сопоставимых темпов роста, хотя отрасль развивается. При такой конъюнктуре было бы наивно категорически исключить риск определенных накладок и проблем в течение нынешнего сезона", – говорит он.

О том, что риск новых "накладок", что называется, стоит у ворот, стало известно на днях, когда Барышевский районный суд Киевской области приостановил лицензию компании SkyUp Airlines на перевозку пассажиров авиатранспортом. Авиакомпания уже обжаловала постановление суда в Киевском апелляционном суде. А министр инфраструктуры Владимир Омелян вообще бросился на амбразуру, заявив, что пока он в должности, SkyUp будет летать не взирая ни на какие решения суда.

Но другие проблемы у SkyUp проявились еще в мае, авиакомпания, которая и создавалась, в том числе для нивелирования дисбаланса между туристической и авиационной отраслью, объявила о задержке достаточно большого количества рейсов в разных направлениях. "У SkyUp сейчас восемь самолетов, но их задействуют в большой мере на регулярных рейсах, так что в сфере чартерных направлений сохраняется дефицит бортов", – объясняет Рудич.

Аналогичные проблемы с задержками рейсов присутствуют и у компании Азур Эйр (6 самолетов, из них три дальнемагистральные), активно задействованной на рынке чартерных туристических перевозок.

К сожалению, туроператоры для чартерных перевозок продолжают пользоваться услугами авиакомпаний с достаточно старыми бортами и без должного резерва самолетов (Bravo, YanAir, "Буковина"). Недавно этот список пополнился "новым" игроком – АК "АВІАКОМПАНІЯ УКРАЇНСЬКІ КРИЛА" с двумя самолетами 27-ми и 29-и лет. На фоне интенсивной эксплуатации самолетов высокие временные затраты на их техническое обслуживание создает высокий риск накладок и нарушения расписания.

Юлия Алексеева, владелица компании ZABUGOR.COM, называет в качестве одной из основных причин проблемных ситуаций прошлого года низкую рентабельность отрасли. Поскольку платежеспособность туристов не высокая, туроператоры могут получать прибыль при такой платежеспособности только на объемах. "При ограниченности воздушных суден для чартерных перевозок компании вынуждены были уплотнять расписание и, в итоге, пару накладок с самолетами вызвали эффект домино, от которого страдали и туристы, и турагенты, и авиаперевозчик, и туристические операторы", – объясняет она, добавляя, что в этом году расписание выглядит более упорядоченным.

"Сумасшедший рост объемов чартерных перевозок никто не заявлял, поэтому снизилась вероятность снятия незаполненных рейсов и пересадок туристов. В общем, туристические операторы подошли более рационально к планированию и своим обязательствам", – говорит Алексеева.

Заслуги чиновников в этом нет, уверена она: несмотря на то что регулятору доставалось на орехи через СМИ, через соцсети, через жалобы, но прямого ущерба или дискомфорта чиновники, сидя в кабинете, не ощущали. "Поэтому и регулирование их оказалось больше напоказ, чем реально влияющим на ситуацию, – говорит она. – На мой взгляд, со стороны бизнеса было предпринято гораздо больше мер по урегулированию ситуации, чем со стороны государства".

При этом в части роста турпотока она указывает более скромный прогноз – на уровне 5-7%. "Ориентируюсь на тенденцию сейчас и общую экономическую ситуацию в стране", – поясняет Алексеева.

Лето за деньги

Несмотря на массовые жалобы украинцев на "зубожиння" и тотальное подорожание чуть ли не всего на свете, туристический рынок остается оплотом ценовой стабильности. Этому способствовало не в последнюю очередь и сохранение валютной стабильности в Украине и укрепление гривни в течение первого полугодия.

По данным Украинской ассоциации туристических агентств, средний туристический чек по сравнению с прошлым годом увеличился незначительно – если в прошлом сезоне он составлял около 29 тыс. грн, то в этом находится в районе 30 тыс. грн.

В сегменте премиум, в котором работает Алексеева, средний чек

чувствительно отличается от всего рынка. "Наша средняя семья (бизнесмены, ТОП менеджеры, профессионалы высокого уровня) – мама, папа, двое детей – отдыхают за почти $10 тыс. в неделю. Зимой этот чек еще выше – так как преимущественно дальние направления – Мальдивы, Бали и т. д., стоимость за авиаперелет выше, что влияет на средний чек", – объясняет она.

Как сообщили в Украинской ассоциации туристических агентств со ссылкой на данные участников рынка, доля Египта в выездном туризме составляет более 40%, Турции – немногим менее 30%. При этом спрос на турецкое направление снижается. Турецкие отельеры из-за нестабильности национальной валюты, а также ориентацию на клиентов из Европы перешли в конце прошлого года на расчеты в евро. Это привело к подорожанию на 20%, которое обеспечило стабильное доминирование египетского направления.

В ВИП-сегменте своя пятерка ТОП-направлений – Турция, Греция, Испания, Бали, Мальдивы. "Думаю, что по последним двум направлениям мы сильно отличаемся от массовых туроператоров", – констатирует Алексеева.

Также стабильно растет турпоток в страны Евросоюза. Антон Рудич уверяет: эффект безвиза – налицо. В частности, он проявился в росте бюджетных автобусных туров для молодежи, что позитивно сказывается в том числе и на формировании мировоззрения. Также эффект безвиза сказался и на перечне основных европейских направлений для путешествующих украинцев. "Если до 2017 года это были Болгария, Черногория и Хорватия, то после получения безвиза тройка лидеров европейских направлений теперь выглядит так: Испания, Италия, Греция – первые две страны, как известно, отличались сложностями с получением виз", – отмечает Антон Рудич.

Принято считать, что основная аудитория "в Европу на уик-энд" и пользователи лоукостеров – это прогрессивная молодежь, которая свысока относится к турагентствам и организовывает свой отдых самостоятельно. Однако участники рынка не согласны: "Это не настолько сильно сказалось на организованном туристе. Кто пользовался услугами туристических компаний, обычно нормально справлялись и с визами. Я бы предположила, что рост европейских направлений именно через турфирмы – на уровне 20%", – говорит Юлия Алексеева.

Отдыхать по-новому

Накануне летнего сезона 2019, 22 мая, Минэкономразвития обновило правила лицензирования туроператоров. Ключевые изменения касаются требований дополнительной открытости и финансовой стабильными для клиентов. Так, турфирмы обязывают обнародовать список всех аккредитованных турагентств, в том числе информацию о руководстве, строки действия договоров, банковские реквизиты лица, которое предоставляет финансовые гарантии турагентства. Вводится обязательство проверять информацию о рейсе за 8 и 2 часа до вылета – обо всех задержках вылета на 4+ часа должно быть уведомлено Минэкономразвития. Также туроператор должен гарантировать клиенту финансовую стабильность в виде поддержки банковского либо любого другого кредитного учреждения.

По словам Антона Рудича, новые правила лицензирования туроператоров пока оставляют много вопросов у участников рынка, хотя ряд норм направлены на улучшение индустрии. "Необходимость информирования туристов о смене времени вылета – это позитив, но, во-первых, ответственные игроки и сейчас это делают, а, во-вторых, для менее ответственных новые правила не предусматривают никаких санкций, – отмечает он. – Публичная информация о действующих договорах, возможность перепроверить список агентств-партнеров туроператора – это также плюс к прозрачности. Важно донести до туриста наличие такой возможности".

Наибольшие вопросы вызывает пункт о финансовой гарантии – согласно новым правилам, в случае осуществления выплаты возмещения туристам туроператор должен возобновить сумму финансовой гарантии на следующий рабочий день.

Кроме того, наиболее болезненный пункт – задержка вылетов рейсов – не всегда находится в зоне возможностей туроператора. "МЭРТ ужесточил требования к туроператорам: например, в нем есть пункт – публиковать информацию о задержке рейса на своем сайте. Дело в том, что операторы бы это делали с удовольствием и в прошлые годы, если бы им могли авиакомпании вовремя давать точные данные",– поясняет Юлия Алексеева.

Участники рынка ожидают, этим летом за границей отдохнут не менее 1,6 млн человек. Динамика первой половины июня подтверждает эти прогнозы.