Как вести бизнес честно и выиграть

Евгений Шевченко, генеральный директор Carlsberg Ukraine
Евгений Шевченко, генеральный директор Carlsberg Ukraine

Позиция

Related video

В украинском обществе, как и во всем мире, сегодня существует серьезный запрос на прозрачность и ответственность, в том числе в отношении бизнеса.

Компаниям, которые работают честно, исправно платят налоги и развивают сообщества, где представлены их производственные площадки или офисы, проще привлекать лучших сотрудников, находить надежных партнеров и строить конструктивную коммуникацию с органами власти. Об основных принципах ведения прозрачного бизнеса беседуем с Евгением Шевченко, генеральным директором Carlsberg Ukraine.

Как прозрачное ведение бизнеса помогает развитию вашего дела?

— Прозрачность и комплаенс — это в первую очередь наша репутация. А хорошая репутация — основа для устойчивого развития нашего бизнеса.

Кроме репутационного, есть более прагматичный аспект. Прозрачное ведение бизнеса — это и снижение риска потери прибыли. Если компания работает в рамках правового поля, ей не грозят штрафы, а риск убытков от мошеннических действий значительно снижается. Такая компания независима от чиновников или политической ситуации в стране, в отличие от тех бизнесов, которые привыкли "решать вопросы" путем взяток и откатов. В случае смены власти или конкретного чиновника их бизнес "сбоит", поскольку они не привыкли работать по-другому.

Как вы думаете, если брать Украину как страну для развития бизнеса, то дешевле или, наоборот, дороже вести прозрачный бизнес здесь?

— Вопрос, конечно, интересный, но вряд ли смогу на него исчерпывающе ответить: я просто никогда не считал. Для Carlsberg Ukraine, как и для меня лично, нет опции уклониться от соблюдения законодательства или, тем более, дать взятку чиновнику, или принять "благодарность" от потенциального партнера по бизнесу.

При этом отсутствие практического опыта не мешает мне предположить, что вести бизнес честно — дешевле в долгосрочной перспективе. Во-первых, непрозрачные "дополнительные услуги" не положишь на затраты бизнеса и оплачивать их придется из прибыли. Во-вторых, если компания однажды была замечена в "решении вопросов" бизнеса путем коррупции, вокруг нее создается определенная аура ожиданий и ей сложно решать какие-либо проблемы по-другому.

Более того, компании, выбравшие "светлый" путь, могут рассчитывать на поддержку и защиту со стороны активно развивающегося и набирающего больший вес бизнес-сообщества, которое проповедует комплаенс и прозрачность, — ACC (American Chamber of Commerce in Ukraine), UNIC (Ukrainian Network of Integrity and Compliance), EBA (European Business Association) и пр.

А есть ли преимущества для малого и среднего бизнеса, который только переходит на строну прозрачного ведения бизнеса?

— Переходя на сторону "добра", малый и средний бизнес в корне меняет парадигму. Он выходит в своего рода высшую лигу. Кроме того что такие компании попадают под протекцию бизнес-сообщества, о чем я уже говорил, они выигрывают от сотрудничества с крупным международным бизнесом, для которого комплаенс и порядок с налогами — обязательное условие при выборе партнера.

И как выстроены точки контроля на входе у крупного международного бизнеса?

— При заключении договора по результатам тендера мы используем процедуру TPSP (Third Party Screening Procedure) для проверки наших потенциальных контрагентов на предмет наличия недобросовестных практик ведения бизнеса, проблем с уплатой налогов и т. д.

Были ли у вас случаи "перетягивания" контрагентов на "светлую сторону"?

— Да, около 15 лет назад мы начали сотрудничать с тарными операторами, которые занимались для нас сбором оборотной стеклянной бутылки через пункты приема. До сотрудничества с нами некоторые компании придерживались традиционной на тот момент "украинской" модели ведения бизнеса. Нашим условием для масштабного сотрудничества, а работаем мы с тарными операторами во всех областях Украины, было полное "обеление" бизнеса, прозрачность в налоговом учете и отсутствие каких-либо спорных деловых практик.

Так, благодаря нашему сотрудничеству в стране появилось и активно развивается целое направление экономики, занимающееся сбором и переработкой вторсырья, создающее рабочие места в регионах и исправно уплачивающее налоги в центральный и местные бюджеты.

Fullscreen

Помогает ли прозрачное ведение бизнеса в борьбе с рейдерами?

— Проблема рейдерства в Украине, к моему огромному сожалению, все еще существует. Государство не один год усердно пытается пресечь подобные явления на законодательном уровне. Так, в конце 2017 года появился закон, названный в народе "Маски-шоу стоп", а в сентябре 2018 года — закон "Маски-шоу стоп-2".

При этом наличие такого законодательства не 100% гарантия того, что рейдерство в Украине исчезло: достаточно вспомнить недавний случай с попыткой захвата "Новой Почты", который у всех на слуху. К слову, жесткая реакция бизнес-сообщества помогла компании отбиться. Это как раз то, о чем я уже говорил.

Как международное сообщество видит проблему коррупции в Украине?

— Призывы к борьбе с коррупцией в Украине звучат много лет. Разрабатываются новые законодательные инициативы, приватизируются государственные предприятия, проходят показательные увольнения должностных лиц отдельных органов власти и даже создаются новые институционные оплоты по противодействию этому "заболеванию".

Тем не менее, согласно Transparency International, индекс коррупции в Украине в динамике практически не меняется. Он, конечно, немного улучшается, но все еще остается очень плохим.

На мой взгляд, эффективной борьбе с коррупцией в Украине мешают четыре вещи. Во-первых, наказания за взятки легко избежать. В Украине создана прекрасная система органов по борьбе с коррупцией, мало какая европейская страна может похвастаться таким набором антикоррупционных органов. Но она неэффективна, поскольку постоянно участвует в политических играх. Добавьте сюда коррумпированную судебную систему — даже если пойман — "не вор".

Во-вторых, недостаточно ролевых моделей. Каждая компания — проекция общества, в котором она работает. А ролевые модели для общества — это его моральные авторитеты и высшие чиновники. И именно последние регулярно становятся фигурантами коррупционных скандалов. В сочетании с первым пунктом: чего можно ожидать от обычного предпринимателя?

Третье — незнание примеров того, что бизнес в Украине можно вести прозрачно. Недавно один знакомый датский бизнесмен рассказал, что готов был идти в ЕСПЧ из-за вымогаемой взятки в $400. В итоге коррупционеры отступили, и принципиальность позволила ему выйти из той ситуации победителем. Чем больше таких историй будет знать бизнес, тем проще ему станет отказывать коррупционерам.

И, наконец, отсутствие стандартов и "общего языка". Если я спрошу вас: "Взятка — это хорошо или плохо?" Ответ будет однозначным. А как насчет "стимулирующих поощрений"? Торговли влиянием? Уверен, мнения в украинском бизнес-сообществе разделятся.

Коррупция прямо влияет на бизнес-климат и, соответственно, на решение потенциального инвестора: заходить ли на рынок. Поэтому важно создавать условия для международных компаний, которые планируют развивать бизнес в Украине. Именно они через spillover-эффект комплаенса "отбеливают" компании вокруг себя, что приводит к медленным, но тектоническим изменениям в подходах к ведению бизнеса и взаимодействию с органами государственной власти.

Насколько репутация компании влияет на выбор потребителя представленных ею брендов?

— Прозрачность и комплаенс — важнейшие фундаментальные аспекты в идентификации репутации компании. Как я говорил в начале интервью, потребителю важно, чтобы компания вела деятельность честно. Для наглядной иллюстрации можно вспомнить относительно недавний кейс одной глобальной автомобильной компании, которая намеренно занижала показатели по выбросу CO2 автомобилями, чтобы поддержать популярный тренд на экологичность и вписаться в установленные нормы. Когда эта информация стала достоянием общественности, стоимость акций этой компании существенно снизилась. Этот пример демонстрирует главное: общество хочет, чтобы бизнес был честным и играл по правилам.