Молчание ягнят. Зачем смотреть фильм "Бараны"

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Скандинавскую панораму кинофестиваля "Молодость" открыла лента "Бараны" Гримура Хаконарсона. Фильм получил награду секции "Особенный взгляд" на Каннском МКФ 2015 года

Исландцу Гримуру Хаконарсону нет и сорока. Тем не менее за свои фильмы он уже успел получить 25 фестивальных наград. И останавливаться на достигнутом, видимо, не собирается.

Название его нового фильма — Rams — иногда переводят как "Овцы". Это ошибка. "Бараны" — вовсе не о парнокопытных. Это история двух взрослых и упрямых мужчин, которые напоминают своих подопечных.

Гумми и Кидд — братья-фермеры (роли братьев-скотоводов исполняют Теодор Юлиуссон и Сигурдур Сигурйонссон), они продолжают дело своего отца, и, живя по соседству, не разговаривают друг с другом 40 лет.

Подобные замороженные семейные конфликты случаются сплошь и рядом, причем не только на родине режиссера в Исландии. И зритель с первых кадров догадывается: безразличие у Гумми и Кидда наигранное, между ними многое осталось не высказанным и рано или поздно братьям придется прервать "обет молчания".

Случая долго ждать не приходится. В конкурсе на лучшего барана может быть только один победитель. Им становится питомец Кидда. У его брата мгновенно портится настроение и появляется желание омрачить победу родственника. Кто ищет, тот всегда найдет: Гумми обнаруживает, что баран-чемпион, которым так гордится его брат, болен. Дальше — больше: ветслужбы решают, что уничтожению подлежит не только больное животное, но и все овцы в долине.

В этот момент зритель подсознательно надеется на экшн: братья, как истинные викинги, должны достать из ниоткуда мечи, рогатые шлемы и пойти штурмом на чиновников, посягнувших на их стада. Усиливает эту надежду и то, что Теодора Юлиуссона (Кидди) зритель помнит по фильму Майкла Чэпмана "Месть викингов" (1995). Однако "Бараны" — не о доблести воинов, а о затаенной обиде фермеров, главный враг которых — они сами.

Fullscreen
Благодаря чередующимся крупным и мелким планам оператору Стурле Гревлену удается показать случившееся в разных масштабах.

Фильм пропитан скандинавской категоричностью. Если показывать пейзажи — только величественные, захватывающие дух. Если одеваться — то потеплее, раздеваться — догола. Диалоги исключительно содержательные, с минимальным количеством слов и эмоций.

Мало-мальски общительные по европейским меркам здесь только представители госслужбы и ветеринары. Однако на фоне всеобщей интровертности такая дружелюбность выглядит скорее подозрительной.

В финальной сцене "Баранов" животных уже нет. Есть только люди, которые сумели переступить через обиду, гордыню и собственное упрямство.

"Все будет хорошо", — говорит один из героев в финальной сцене. И для украинского зрителя это забавно рифмуется с одноименной песней Вакарчука. Хотя, честно говоря, когда смотришь на мужчин, которые, раздевшись догола, греются друг о друга в вырытой в снегу норе — в ожидании того, что буря в горах вот-вот пройдет, овцы останутся живыми, а они сами ничего себе не отморозят, ассоциации с Вакарчуком приходят в голову в последнюю очередь.