Мнение: Валютная слабость

Девальвация – это неизбежное наказание за грехи политической и экономической системы

Related video

В Украине сложилось устойчивое мнение: все проблемы, которые мы переживаем последние три года, связаны с мировым кризисом, и наша внутренняя политика здесь ни при чем. Мы ведь маленькая страна! И что мы можем сделать, если нет внешней конъюнктуры? С этим трудно поспорить. Но почему тогда другие государства, оказавшись в 2008-м в тех же условиях, пострадали намного меньше нашего? Почему украинская экономика в 2009-м упала на 14,8%, а польская в этом же кризисном году выросла на 2,8%? Почему гривна девальвировала на 60%, а российский рубль всего на 30%? Ведь было бы неплохо платить кредит по 6,5, а не по 8 грн. Может быть, не все так просто с нашими бедами? Наверное, проблема не только в "сортирах", но и в наших головах.

Давайте проанализируем ситуацию в украинской экономике. За 20 лет мы так и не научились производить конкурентные товары. Живем за счет экспорта полуфабрикатов (конкурентных только по цене), а покупать, естественно, стараемся только импортные товары, потому что они гораздо качественнее (и зачастую более дешевые). Да что там товары для себя! Для производства экспортной продукции мы завозим из-за рубежа недешевые энергоресурсы и передовое оборудование. Вот и получается, что хронический торговый дефицит уже вмонтирован в нашу экономическую структуру, поскольку на импорт мы тратим не только экспортные доходы, но и то, что одалживаем за рубежом. По сути, на каждый заработанный экспортный доллар приходится $1,1–1,5 импорта.

Впрочем, хроническая потребность в импорте – это не самое страшное. В мировой практике дефицит торговли стандартно покрывается притоком инвестиций, благодаря которым через 2–5 лет налаживается производство качественных, конкурентных продуктов, вытесняется импорт и увеличивается экспорт. Этим нехитрым механизмом структурные проблемы снимаются, и, как следствие, девальвационные риски уходят в прошлое. Однако у нас и тут не взошло! Львиная доля инвестиций, приходящих в страну, – долги правительства, которые не имеют ничего общего с инвестициями в производство.

К сожалению, реальные инвестиции обходят Украину стороной. И никакие личные гарантии президента не заманят их сюда в том количестве, которое необходимо для стабильного развития. Потому что приватизация в одни руки – это неконкурентные условия. Потому что централизованная коррупция – это все равно коррупция. И потому что карманные суды, прокуратура и даже Нацбанк – это колоссальный риск быть "законно" ограбленным и посаженым.

Вот и получается, что дрейфует корабль "Экономика Украины" в неизвестном направлении. Медленно, но уверенно нарастает торговый дефицит. Государство за счет долгов покрывает этот разрыв, но структура экономики остается прежней. А поэтому при первом же шоке валюта рискует обвалиться. Помните, как у Подервянского: "Если экономика не обвалилась в этом квартале, то она обязательно обвалится в следующем".

Власть имущим надо что-то с этим делать. Например, создать хороший инвест-климат, чтобы развивалось конкурентное производство. Но вот беда – рука не поднимается! Ведь разве может быть так, чтобы успешность и доходность бизнеса определял бы рынок, а не какой-то чин? Где это видано, чтобы "коммерс" зарабатывал и не отстегивал? Как может быть, что тендер есть, а отката нет? Для чего тогда власть? Зачем к ней стремиться?

Дмитрий Боярчук – исполнительный директор центра социально-экономических исследований CASE Украина