Советы постороннего. Чем измерять успехи украинской революции
Первыми успехами украинской революции будут рост ВВП не менее чем на 4–5% за год и сокращение расходов бюджета до 20–22% ВВП. Но до этого момента шанс свалиться в повторение пройденного, стать жертвой масштабной гражданской войны или быть поглощенной Россией у Украины слишком велик
Многие верят, что Евромайдан был реакцией на отказ Виктора Януковича от евроинтеграции и следствием его воровской политики. Эта вера удобна, так как предлагает быстрые решения: вернуть евроинтеграцию, сменить Януковича. Да еще Россия активно хочет помешать: захватила Крым, устроила войну в Донбассе, и главная задача теперь — победить Россию.
Но правда в том, что вопрос евроинтеграции был лишь поводом для Евромайдана (как для восстания декабристов — "конституция", про которую солдаты на Сенатской площади думали, что это жена Константина, брата Николая I). Воровство Януковича также было лишь поводом: и в России, и в Украине есть устойчивая традиция обогащения власти, но в России никаких Майданов нет. Майдан 2013-го — это протест против состояния украинской экономики.
К Майдану украинская экономика подошла с ВВП на человека менее $4 тыс. в год. С 1991 года, когда разошлись восточноевропейские сателлиты СССР (у Украины ВВП на душу населения был больше, чем у Польши), ни одна страна по эту сторону Урала не показала такой низкий рост ВВП — всего в 1,8 раза. Польша выросла в 8 раз; Румыния и Чехия — в 5;
Россия — в 3,2.
Причина такой катастрофы (нахождение европейской страны на 111-м месте в мире по душевому ВВП, после Монголии) не в Януковиче, а в проводившейся в стране последние 23 года политике "рыночного феодализма", сводившейся к эксплуатации натуральных ресурсов и активов, оставшихся от СССР, конкурирующими кланами олигархов. Невозможность людям повышать свой жизненный уровень за счет роста экономики компенсировалась субсидиями (то же происходило со многими предприятиями).
Субсидии раздували бюджет (который достиг размера фантастических 30% ВВП, 18-е место в мире) и развращали население: объемы потребления услуг, которые субсидировались государством, к 2013-му существенно превышали европейские уровни. Образовался замкнутый круг: субсидии — рост субсидируемого потребления — рост субсидий — дефицит бюджета — нехватка средств на развитие экономики и снижение налогов — стагнация экономики — рост потребности в субсидиях. Побочным продуктом этого замкнутого круга явилось разрушение существенных сфер государства, в том числе оборонного комплекса и армии.
Революция в Украине "решила" вопрос Януковича и, возможно, вопрос евроинтеграции, но экономическое положение страны она ухудшила. За полгода с момента победы Евромайдана над Януковичем я, к сожалению, не увидел серьезных шагов "новой Украины" в сторону решения проблемы. Напротив, Украина живет в плену иллюзий, которые не дают ей сдвинуться с мертвой точки.
Главная иллюзия — что "революция" победила. Революция едва началась. Первыми ее успехами будут рост ВВП не менее чем на 4–5% за год и сокращение расходов бюджета до 20–22% ВВП. До этого момента шанс свалиться в повторение пройденного, стать жертвой масштабной гражданской войны или быть поглощенной Россией слишком велик. Добиться этого можно только кардинальными и быстрыми реформами.
Не менее ошибочна и иллюзия, что евроинтеграция — это универсальное лекарство от сегодняшних проблем. Евроинтеграция — нужный процесс, однако он совсем не лекарство. Он испытание и вызов — для того чтобы интегрироваться в ЕС, надо быть готовыми: сильными экономически, гибкими и робастными политически.
Очень опасна также иллюзия, что главный фронт для Украины сегодня — это линия противостояния с так называемыми ДНР и ЛНР. На самом деле главный фронт — внутри других восточных областей, от Одессы до Харькова. И, в частности, поэтому Украине необходим мир: только мир отнимет у российской власти возможность высасывать ресурсы Украины и дестабилизировать ее изнутри.
Неразумно и упрощение взгляда на Россию. Надо уметь разделять действия российской власти (откровенно враждебные к Украине) и взаимодействие между народами. В России минимум 30 млн человек открыто поддерживают Украину, несмотря на пропаганду и остракизм со стороны провластных кругов. Эта поддержка может стать важным активом для Украины — в частности источником ресурсов и человеческого капитала. Русофобия в любых проявлениях для Украины крайне вредна.
Наконец, стандартной является иллюзия, что государством управляют политики. Государством управляют политические институты. Меняя подлеца и вора на умного и порядочного, вы не получаете ни одного шанса на то, что в стране изменится политика. Единственный получаемый вами шанс — что новый лидер поменяет институты власти. Люстрация ничего не даст, если не сменится система.
И последнее. Процветание Украины создает и для России шанс на выживание в кризисе, который ждет ее через пять, а может, 15 лет. Так что патриоты Украины сегодня борются и за Россию. Поэтому настоящие патриоты России "болеют" за успех Украины и будут готовы ей помогать.