Мнение: украинским студентам не хватает шила в одном месте
Украинским студентам не хватает шила в одном месте. Оттого они столь же беззубы, как и старшее поколение
Будучи студентом Гарварда, Марк Цукерберг взломал базу данных университета и на ее основе создал в интернете социальную сеть, которая вскоре превратилась в Facebook – один из самых популярных онлайн-ресурсов в мире. Автор книги "Эффект Facebook" Девид Киркпатрик восхищается Цукербергом: "Марк не то чтобы нарушал правила. Он просто не обращал на них внимания!"
Украинским студентам чуждо такое свободомыслие. После встречи Дмитрия Медведева со студентами Киевского университета им. Тараса Шевченко даже российская пресса удивлялась: президент наверняка готовился к неудобным вопросам, но "молодежь оказалась на удивление толерантной". Никто не затрагивал острых тем, хотя подойти к микрофону мог любой желающий. В итоге, когда какой-то студент задал Медведеву очередной аккуратный вопрос о "будущих действиях ЧФ РФ", тот не выдержал: "Вы, наверное, хотите спросить, не будет ли Россия использовать свой флот для нападения на сопредельные государства? Отвечу прямо: не будет". То, что в самом продвинутом вузе страны ни у кого не хватило духу на прямолинейность – тревожный знак.
В развитых странах студенты – мощнейшая сила, способная инициировать масштабные реформы в своем государстве. В США студенческие движения добиваются участия в планировании образовательной политики, проводят кампании, требуя финансирования публичных школ, и борются с повышением платы за обучение в колледжах. В Украине студенты тоже митингуют. Только за деньги или по велению руководства. По собственной инициативе – почти никогда. После того как в Шевченковском РУВД погиб студент Игорь Индыло (подробнее об этом – на стр. 30), на акцию протеста против произвола в милиции явилось не более двадцати студентов из его общежития. Кажется, что студенческой среде уже не свойственно обостренное чувство справедливости, теперь ее характерная черта – безразличие. Впрочем, это неудивительно: насквозь коррумпированные украинские вузы не тянут на роль альма-матер – организации, питающей духовно. В итоге молодежь превращается в стариков. На прошлой неделе коллега побывал в составе жюри студенческого конкурса PR-проектов. Работы привели его в отчаяние: зевотные пресс-релизы, бесконечно говорящие головы в видеороликах, формулировки в худших традициях советской прессы (типа "Днепропетровск глазами молодежи").
По моим наблюдениям, брюзжание старшего поколения на тему "поганой молодежи" сошли на нет – молодежь, напрочь лишенная желания перевернуть все вверх дном, уже не вызывает ничьего раздражения. Недавно министр образования и науки Дмитрий Табачник пообещал, что не будет принимать никаких мер против активистов студенческих акций, цель которых – добиться его отставки. "А что с ними должно быть? Ничего", – произнес Табачник. Кажется, фраза была сказана об украинском студенчестве в целом.