Мнение: ЧМ 2010. Продавцы против покупателей

Футбольное противостояние Южной Америки и Европы – это поединок продавцов футболистов и их покупателей

Склонный к эпатажным высказываниям Диего Марадона заявил, что европейский футбол умирает, а потому в финале нынешнего чемпио­ната мира должны играть бразильцы с его аргентинцами. Прав ли он?

В самом деле, на чемпио­нате мира в ЮАР 7 из 13 европейских сборных, в том числе такие гранды, как Италия и Франция, не прошли группы. По злой воле турнирной сетки и собственной глупости европейцы в одной восьмой финала играли исключительно друг с другом и переполовинили свой остаток – теперь их только трое. В то время как южноамериканцев четверо из пяти стартовавших. На этом фоне даже стали раздаваться голоса: мол, следует срочно увеличить представительство Южной Америки на чемпионатах мира, а европейскую квоту урезать.

Возражу.

Во-первых, пусть Бразилия вслед за Чили попробует пройти Голландию – посмотрим, как это ей удастся.

Во-вторых, Аргентине предстоит смертельная схватка с Германией, из-за проигрыша которой она вылетела на прошлом чемпионате мира.

В-третьих, четыре года назад на чемпионате мира в Германии ни одна южноамериканская сборная не дошла до полуфинала (их тогда было четыре). Более того, они дружно продемонстрировали откровенно убогий футбол – за исключением, быть может, Аргентины.

Противостояние Южной Америки и Европы – это поединок группы стран, ориентированных на выращивание и продажу футболистов, со странами, которые этих футболистов скупают оптом и в розницу, перекрывая кислород собственному футболу. Именно перекрывая кислород – потому что стадия пресловутого обогащения национальной школы за счет притока талантливых игроков из-за рубежа давно пройдена в большинстве европейских футбольных держав. Англия и Италия откровенно стонут из-за недостатка "своих". Несколько лучше картина в Германии, но и там большие-большие проблемы. Неслучайно немцы давно отбросили гордость и занимаются натурализацией футболистов, не говоря уже о привлечении эмигрантов во втором и третьем поколении. Испания блюдет себя, но лишь потому, что ее пока не захлестнула волна эмиграции.

Мы можем констатировать, что Европа загоняет себя в глухой футбольный тупик со своим соблюдением прав человека. Требования ЕС по свободе перемещения рабочей силы жестко препятствуют лимиту на легионеров, и ФИФА, немного потыкавшись в эти законы, отступила. Нынешние европейские лиги и международные турниры – это выставка тех же Бразилии, Аргентины, Уругвая, а уже через могучую поросль заокеанских талантов пытается пробиться собственная молодежь. Пытается и зачастую отступает.

Вторая характерная черта, которую мундиаль в ЮАР "выпуклил", – постепенное отмирание института национальных сборных, дальнейшая абсурдизация самого понятия "национальная". В сборной Алжира было восемь игроков, прошедших различные молодежные сборные Франции, у Камеруна – три "француза" и два "немца". Исламизация и "очернение" Европы – вот процесс, который уже осознали и которого даже успели испугаться, но пока не придумали, что с этим делать. Закрывать границы никто не позволит, да и поздно уже. Так что футбол – лишь частичка общечеловеческого бытия, его зеркало. И, может быть, одно из лучших зеркал.