Мнение: Праздник, который всегда с тобой

Я всегда знал, что Берлин – это новый Вавилон, но никогда не мог подумать, что здесь столько футбольных фанатов Испании или Нидерландов. Это было их время

После всех беспокойных дней, после побед и разочарований, после всего этого футбола, который смотришь, как прогноз погоды, – без надежды на улучшение, вдруг выходишь на улицу, солнечную и по-летнему пустую, и замечаешь те изменения, которые произошли за последний месяц. Оказывается, пока ты болел за своих аргентинцев или уругвайцев, лето дошло до середины и неумолимо двинулось в сторону осени.

Зелень под палящим невероятным солнцем потемнела, запылилась и наполнилась горечью и спелостью. Ходишь по улицам и видишь растерянные взгляды мужчин, проводивших долгие нер­вные часы перед экранами телевизоров. Это такая специфическая растерянность людей, которые постарели еще на один месяц, так и не дождавшись справедливости от футбольной фортуны. И даже не объяснишь, почему для тебя это так важно. Ведь твоя команда не попала на этот сомнительного качества праздник футбола, и на следующий вряд ли попадет, но все равно – праздник он на то и праздник, чтобы затягивать в свой водоворот и оглушать дудками, присоединяя твой голос к веселым победным скандированиям и вселяя в тебя то надежду, то отчаяние.

Перед каждым чемпионатом надеешься на что-то, просчитывая шансы фаворитов и ставя на откровенных аутсайдеров. И каждый раз, уже после первых матчей, разочарованию нет границ. Италия выглядит мертвой, Франция жалкой, Англия не похожа сама на себя, и только немцы, которых никто не любит, громят всех налево и направо, а если и проиграют какой-нибудь Сербии, то без всякой для этой Сербии пользы. Казалось бы, все заранее ясно и нет мотивации сидеть перед турнирной таблицей, высчитывая вероятные шансы словаков или ганцев: как не прочерчивай будущие победные маршруты, все равно твои любимцы нарвутся на бундестим и будут беспощадно биты "сумрачным германским гением".

Интересно наблюдать, как на это реагируют сами немцы. Германские болельщики вообще чрезвычайно позитивны. В Берлине, на протяжении всего чемпионата они собирались перед каждой игрой на площадях и в фан-зонах, барах и кофейнях, присоединяясь к бесконечной праздничной вакханалии. Они радовались первой победе, ни в коей мере ее не переоценивая, и поддерживали свою команду после случайной неудачи во второй игре. Они отметили справедливый и закономерный выход своих любимцев в плей-офф. Они праздновали победу над Англией и разрывали сумерки клаксонами и пением после разгрома Аргентины. Потом было поражение от Испании, которое они перенесли, на удивление, спокойно и уравновешенно, отдавая должное противнику и веря в будущее. Они сдержанно порадовались бронзовым медалям, и на этом чемпионат для них завершился. Июль звенел от жары, он замедлял движения и прогревал озера в окрестностях Берлина. Впереди – солнечные выходные и половина лета в запасе. И у них – одна из лучших в мире команд, которой можно гордиться, даже если она проигрывает. Тем более проиграть чемпиону – это почти не проиграть.