Мнение: Кризис есть!
Слово "кризис" незаметно ушло из лексикона украинских властей, сменившись победными реляциями. Однако ситуация в экономике страны от этого не улучшилась
Видишь суслика?
— Нет.
— И я не вижу. А он есть!
( из фильма "ДМБ")
Главной ошибкой Юлии Тимошенко в борьбе с экономическим кризисом было ее желание казаться деятельной. Из-за ее бесконечных обещаний, победных отчетов и заявлений, СМИ не умолкая транслировали новости о кризисе и антикризисе.
Первое, что сделало новое правительство и президент – они перестали говорить о кризисе, да и, кажется, об экономике в целом. Cлово "кризис" стало намного меньше употребляться.
Только премьер Николай Азаров позволяет себе крайне редко произнести ЭТО страшное слово или заикнуться о существование некой антикризисной программы рассчитанной на два-три года. Этого достаточно, чтобы появлялись заголовки "Украина выйдет из кризиса за 2-3 года". Однако былой кризисной истеричности в информационном поле уже нет.
Между тем кризис продолжается, вы разве не чувствуете? Чиновники, правда, убеждают в обратном, рассказывая о 20% росте производства в металлургии и химии, и уверяя, что до конца года мы будем экспортировать больше, чем получать из-за границы. Вот тут то и кроется главная загвоздка!
Мы живем в стране где отечественные предприятия уже несколько лет наполняют четверть, в лучшем случае треть бюджета. Где по официальной статистике 50-60% потребительской продуктовой корзины – это импорт, а в не продуктовой группе - импорта 90%. Украинцы продолжают есть, носить и ездить на иностранном не из принципа или руководствуясь качеством импортных товаров – украинского просто нет.
Не верите? Давайте обратимся к статистике. По данным Минфина, в 2009 году налоги и таможенные платежи на заграничную продукцию составили 78,87 млрд. гривен при общем фонде госбюджета прошлого года в 187,7 млрд. Для сравнения: только НДС на импортные товары составил 70,39 млрд. гривен, тогда как на отечественные – 46,3 млрд.
Сейчас власти рассчитывают на национальные компании и увеличение производительности труда украинского рабочего? Ничуть. Импорт должен принести в казну 96,7 млрд. (НДС, акциз и импортная пошлина) из 252,7 млрд. гривен доходов бюджета-2010. Только взимание НДС с заграничных товаров должно дать 84,4 млрд. гривен, при том что украинские предприятия заплатят только 40,48 млрд. налога на прибыль.
Изменить за короткий срок импортозависимую экономику Украины не удастся. Именно поэтому, если мы с вами говорим действительно о ситуации в стране, а не о десятке метзаводов, принадлежащих олигархам, то смотреть и анализировать надо не объемы экспорта украинского металла, а импорта в Украину! Количество завезенного товара и проданного в стране, иными словами сколько мы с вами покупаем – это и есть реальный индикатор благосостояния обычных граждан.
"Мы имеем значительный прирост внутреннего товарооборота. Внутренне потребление оживилось", - уверяет премьер Азаров. Значительный по Азарову – это 2,3% по сравнению с прошлым годом. А если мы вспомним, что за первое полугодие прошлого года розничный товарооборот сократился на 15,2% по сравнению с январем-маем 2008, то выясниться, что никакого роста и нет. Мы продолжаем покупать меньше чем до кризиса.
Власти умело жонглируют статистикой, продолжая практику правительства Тимошенко и скрывая ежемесячную информацию о ВВП. Однако реальная ситуация в экономике опровергает красиво подобранные цифры. На новых домах продолжают плодиться объявления о продаже и аренде, падает рынок авто, банкротятся фаст-фуды, в бюджете красуются многомиллиардные дыры.
Иллюстрация из жизни: узкий круг коллекционеров холодного оружия, который автор мониторит. Люди не бедные и на хобби денег не жалеют. 2008 год – кризис не чувствуется, 2009 год – вяло начинают продавать некоторые лоты, 2010 год – выставляются целые коллекции, в том числе с редкими экземплярами по ценам, в два три-три раза ниже чем приобреталась…
Не так давно, кстати, с одним из таких коллекционеров беседовал, правда разговор шел не об оружии, а о недвижимости, которую он тоже собирал. Этот человек изрек: "Понимаешь, цены на квартиры не падают, потому что по-настоящему дна кризиса мы еще не коснулись. У кого-то были накопления, работающий бизнес – некоторые успели нагулять жирок. Но после двух лет нескончаемого кризиса любые запасы подходят к концу. Вот тогда и стоит ожидать обвала цен. Правда практика показывает, что к этому времени, когда квартиры и машины готовы отдавать за бесценок – денег нет уже ни у кого"…