Мнение: Украина транзитная
Пренебрегая преимуществами транзитного положения, Украина ежегодно теряет $2,5 млрд.
Недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил Киеву поучаствовать в строительстве транспортного коридора из Китая в Европу, который пройдет через Казахстан и, возможно, через Украину. Однако что мы можем предложить как транзитная страна?
Украинские дороги наводят ужас на автомобилистов, а путь через Украину – это испытание, в котором ты либо успел, но нанес ущерб транспортному средству, либо сохранил автотранспорт, но опоздал. Тем не менее мы заявляем о себе как о транзитном государстве, претендующем на ведущую роль в развитии международных транспортных коридоров. Да, Украина обладает уникальным географическим месторасположением, но, к сожалению, не использует свой потенциал для привлечения транспортных потоков. Хотя могла бы получать ежегодно около $2,5 млрд.
Чтобы переломить ситуацию, в первую очередь нужно думать о качестве обслуживания перевозчиков. Страна нуждается не только в реконструкции дорог, строительстве портов и проведении железнодорожных путей, но главным образом в совершенствовании работы всей системы в целом. Нужна концепция сбалансированного использования всего транспортно-транзитного потенциала Украины. Сегодня 99% грузов, направляющихся из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно, следуют морским путем. Однако в ближайшее время из-за ограниченности проходимости Суэцкого канала может возникнуть необходимость железнодорожных перевозок через Центральную Азию. Сможем ли мы осуществить транзит груза комбинированными видами транспорта и при этом обеспечить европейский уровень качества? Наверное, нет, если не зададимся такой целью.
Следующим нашим действием должно быть урегулирование действующей тарифно-ценовой и налоговой политики. Необходимы более гибкие условия для прохождения грузов. Иначе объемы транзитных перевозок, которые, по данным аналитиков, за последние годы снизились в два раза, будут и дальше падать. Вместо множества тарифов и бюрократических преград, которые приводят к задержкам транспорта на границах, следует разработать единую эффективную систему прохождения грузов от границы до границы.
Перспективы у нас есть. Например, поучаствовать в создании коридора Восток – Запад, который пройдет через Россию и Украину в Европу. Это сделает Украину центром транзита всех грузопотоков. Учитывая, что объем торговли между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, по оценкам экспертов, составляет $600 млрд., для нас откроется возможность привлечения больших доходов в бюджет. Уже тот факт, что 70% транзита через нашу территорию составляют российские грузы, свидетельствует о том, что на Запад – Восток нужно обратить максимум внимания.
Не стоит забывать и о Евро-2012. Есть интерес со стороны ряда европейских инвесторов в реконструкции и строительстве портов, терминалов, железнодорожных и автомобильных путей. Как показывает наш опыт, открыв в 2006 году профессиональный логистический комплекс класса А, мы смогли значительно улучшить качество своей работы и обеспечить необходимые условия для поставки товаров крупных международных компаний. И в этом вопросе следует не только полагаться на государственную политику, но и проявлять инициативу в привлечении инвесторов. Именно тесное сотрудничество бизнеса и государства приведет к созданию конкурентоспособной системы международных транспортных коридоров. Хочется надеяться, что, объединив усилия, мы сможем разработать единую унифицированную политику, которая позволит Украине эффективно использовать свои возможности.