Бумагой по бюрократии
Украинские законы нужно прописывать гораздо детальнее. Лишняя тысяча страниц поможет защитить бизнес от произвола чиновников
В 1989 г. мне в руки попал Налоговый кодекс Канады. Больше всего меня поразил объем этого документа – 1500 страниц мельчайшего текста. Так защищался бизнес в цветущей Канаде.
В Украине Налогового кодекса нет до сих пор, а принимаемые законы обрастают многочисленными подзаконными актами: постановлениями, распоряжениями, директивными письмами, положениями и прочими документами. Итог известен: по условиям ведения бизнеса Украина занимает 139-е место из 178 государств. Среди бывших соцстран ниже нас только Таджикистан (153-е место), а лидирует Эстония, занявшая 17-ю позицию.
А ведь в жестокой битве компаний за доступ к потребителю и ресурсам побеждают те, кто работает в лучших условиях хозяйствования. Чем легче работается – тем больше зарабатывается. Поэтому наше упоение высокими темпами роста экономики напоминает мне радость бедняка, наконец-то заработавшего на перекус в "МакДональдсе". Но будьте уверены: без улучшения условий хозяйствования, опережающих страны-конкуренты, мы потеряем и эту единственную радость. Предприниматели, выжатые из Украины худшими условиями работы, уведут за собой и рост нашего благосостояния.
Просвета не видно. Проигрываем в условиях зарабатывания денег – катимся к потере рынков. Теряем капиталы, рабочие руки, предпринимателей. Уход за границу национального капитала из нищей Украины – тревожный, но не первый сигнал. Давно продолжается отток специалистов, и его мощность не ослабевает.
Условия ведения бизнеса закладываются Конституцией, законами, постановлениями, распоряжениями правительства, и все эти документы принимают политики. То есть именно политики творят и удобства, и тяготы зарабатывания денег в стране. Логично, что они и должны ответить за создание едва ли не самых плохих условий в мире для ведения бизнеса.
Но не тут-то было. Диалог власти и бизнеса, конечно, идет – круглые столы и дискуссии в СМИ тому подтверждение. Но результат ничтожен. Улучшение условий хозяйствования идет слишком медленно, и позорно низкие места в мировых рейтингах остаются за Украиной. Более того, предприниматели, видя формальное отношение политиков к совершенствованию законов, ощутимо умерили свой пыл в постановке вопросов перед властью.
Но даже те небольшие достижения, которых все-таки удается достичь в процессе диалога бизнеса и власти, недолговечны. Например, в 1999–2001 гг. по настоянию Ассоциации судостроителей Украины умирающее украинское судостроение получило специальные регуляции, учитывающие мировой опыт. Произошло чудо – началось его возрождение. Но в марте 2005 г. без какого-либо обсуждения эти правила были отменены при уточнении госбюджета-2005. Все обращения корабелов и даже обещания Президента не привели к их восстановлению.
Вместо решения этих проблем политики обычно пытаются переложить ответственность за тяготы ведения бизнеса на чиновников. Но это жульничество! Ведь если законодательное поле для предпринимателей формируется политиками, то именно политики должны взять на себя полную и окончательную ответственность за тяготы ведения бизнеса в стране.
Пора перестать переводить стрелки на чиновников. Политикам вполне по силам ограничить их неразумные инициативы. Лучший способ сделать это – принимать достаточно детальные политические решения. Хотите лишить чиновников права командовать бизнесом – принимайте законы, постановления и распоряжения прямого действия, исключающие какую-либо нормотворческую инициативу бюрократов. И не стоит бояться, если эти законы займут тысячи страниц.