Наш полярный круг

Украинские политики кормят регионы обещаниями выделить деньги из бюджета, а в развитых странах им дают возможность заработать самим

Тромсе – небольшой городок на севере Норвегии. Он расположен за Северным полярным кругом, поэтому там бывает полярный день и полярная ночь. Это когда летом нельзя уснуть, если окна не задернуты специальными плотными шторами, а зимой увидеть солнце можно разве что по телевизору. В конце мая, когда украинские города уже задыхаются от жары, в Тромсе еще лежат остатки снега.

Будь эта территория украинской, городок явно попал бы в разряд депрессивных регионов, а жители массово покидали бы его в поисках лучшей жизни. Но коренная жительница Тромсе Сирил Альм и не думает переезжать в теплые края.

Действительно, чего ей не хватает здесь? В городке два театра, ежегодно проводятся песенные фестивали, даже пиво свое варят. Конечно, ячмень приходится завозить, но высокая себестоимость напитка "отбивается" на ура – кому не захочется попробовать самое северное пиво в мире? В каждом деревянном домике есть интернет. Не нашел нужную вещь в магазинах городка – закажи в интернет-магазине.

Но самое главное – в Тромсе есть работа. Сирил трудится в Норвежской комиссии по вопросам экспорта рыбы. В принципе, его главный офис вполне мог бы расположиться в столице. В Украине, скорее всего, так бы и было. Но норвежцы справедливо решили: жители регионов тоже имеют право на рабочие места. Например, другое важное учреждение – Кооператив по сельди – базируется в Бергене. Расстояние не помеха. Авиаперелеты недорогие, да и зарплаты у норвежцев приличные. Свою столицу Осло Сирил не любит и переезжать туда не хочет. "Это не самое интересное, что есть в Норвегии", – морщится она.

На Волыни или Луганщине нет полярных ночей, но единомышленников Сирил Альм здесь мало. Уехать в столицу – необходимое условие для карьеры молодого украинца из любого региона. Не пугают ни астрономические цены на комнатушку в хрущевке, ни толчея в метро, ни километровые пробки. Ведь украинские реалии таковы, что прерогативой столицы являются не только лучшие рабочие места страны, но даже освещенные улицы и горячая вода в квартирах.

Тем временем на обещаниях развивать регионы делают себе имя все без исключения украинские политические силы. Одна партия даже построила на этом свое название. Но дальше названий дело, как правило, не заходит.

Даже если речь идет о родных городах власть имущих. Например, в Днепропетровске строительство метро фактически заморожено 12 лет назад, а в Донецке его едва начали строить. И это притом, что в 2005 г. премьером была уроженка Днепра Юлия Тимошенко. Ну а донецкая команда имеет солидное политическое влияние уже не первый год.

Ведь чаще всего визиты политиков "на места" ограничиваются признаниями в любви к землякам и обещаниями выделить энную сумму из госбюджета. Но практике подачек с барского плеча есть альтернатива, уже принятая в развитых странах, – дать регионам возможность заработать самим и создать в них рабочие места.

Скажем, почему бы Министерству углепрома не базироваться в Донецке, а Министерству культуры во Львове? Есть и налоговые методы. Сергей Тигипко в бытность председателем Нацбанка предлагал разрешить филиалам украинских банков платить налоги по месту нахождения. Ведь сейчас главные офисы большинства банков находятся в столице, куда и идут все поступления, а регионы остаются ни с чем. Сегодня Тигипко нет в коридорах власти, и его инициативу подзабыли.

На днях премьер Тимошенко посетила родной Днепропетровск, пообещав выделить на развитие города 5 млрд. грн. В дальнейшем она обещала объездить все регионы Украины. Им, очевидно, тоже будут обещаны деньги. Тем временем жители этих регионов продолжают искать счастья в Киеве. К сожалению, нередко это именно те люди, которые могли бы немало сделать для развития родного края.

Недавно пришлось поехать в Осло и Сирил Альм. На один день. В Тромсе нет консульства США, а выдавать визы через интернет консервативные американцы не хотят.