Мнение. О странах-неудачницах
Лузерство – характеристика, которая способна подкосить любой проект и даже экономику страны
На днях Мировой банк обнародовал ежегодный отчет Doing Business 2011. В перечне из 183 стран Украина заняла 145-е место. В прошлом году нашему государству отвели 147ю позицию. За последнее время было опубликовано сразу несколько подобных рейтингов, в которых Украина находится на последних местах – среди наиболее бедных и коррумпированных стран, где самый низкий уровень свободы предпринимательства и т. д. Эти рейтинги серьезно влияют на отношение к нашему государству в мире, на их основании формируются международные программы и стратегии, принимаются инвестиционные решения. Лузерство – характеристика, которая способна свести на нет любой проект и даже работать против страны в целом и ее экономики.
Над улучшением репутации государства на мировой арене необходимо тщательно трудиться всем. Но у нас каждая следующая властная команда буквально топит своих предшественников, а каждый оппозиционер считает своим долгом как можно более виртуозно "опустить" власть. Причем и те и другие обращаются за поддержкой к международным экспертам, выплескивают свои обвинения на страницы мировой прессы. А, как известно, мировые финансовые и фондовые рынки очень чувствительны к любым негативным новостям. Поэтому не стоит удивляться, почему нас не уважают за рубежом, не принимают в ЕС, не дают безвизового режима, почему по уровню иностранных инвестиций мы "позади Европы всей".
Десять лет назад я был убежден, что Албания – проблемная балканская страна с высоким уровнем преступности и коррупции, с очень низким уровнем жизни. Но в 2009 году это государство подало заявку на вступление в ЕС, а недавно Еврокомиссия отменила визовый режим. Настолько ли кардинально изменилась Албания за 10 лет, или это ее элиты нашли консенсус? В 50-х годах made in Japan воспринималось в мире приблизительно так, как сейчас воспринимается made in China. Но 20 лет настойчивого труда на ниве PR – и бренд "сделано в Японии" стал признаком наивысшего качества.
Развитые страны, у которых с позициями в рейтингах все хорошо, не брезгуют дополнительно работать над имиджем. К примеру, США ежегодно выделяют на поддержание имиджа страны около $2 млрд., Франция – $15 млн., причем иногда более 50% этих сумм составляют средства компаний, которые заинтересованы в продвижении своей продукции на внешних рынках. Этот подход к бюджетам на имиджевую рекламу может быть интересен и Украине.
Рассчитывать на чью-то протекцию в высококонкурентном мире нет смысла. Никто не будет отстаивать наши интересы кроме нас самих. Во все времена экономическая мотивация была главным стержнем консолидации любого общества. И кто это понял, нигде и никогда не позволит себе говорить о своей стране плохо. Уверен, что если мы последовательно проведем необходимые реформы, выработаем четкую PR-доктрину и станем последовательно ее внедрять, то уже в ближайшее время получим колоссальный эффект. Свидетельством тому будет существенное повышение всех международных рейтингов и, как следствие, улучшение инвестиционного климата. Так мы избавимся от ярлыка страны-лузера, который на нас стремятся навесить с нашего молчаливого согласия.