Не сложилось. Не случилось налоговой реформы в связи с принятием Налогового кодекса. Документ оказался одеялом, наскоро сметанным из лоскутов – норм старых законов. Когда кодекс приняли, стало окончательно ясно, что повод для его создания был лишь один: хотели ликвидировать единым махом упрощенную систему налогообложения малого бизнеса.
Я далек от мысли, что демонстративное завинчивание гаек, вызвавшее очередную бурю протестов и последующее явление лидера нации народу, было хорошо продуманной спец-операцией. Как-то плохо вяжутся слова "хорошо продуманное" с традициями украинских правительств.
Ну, что случилось, то и случилось: малому бизнесу оставили право какое-то время поработать на упрощенке. Но при этом лишили права зарабатывать. Да, предпринимателям вернули единый налог имени Леонида Кучмы. Но у них отняли право выполнять заказы и подряды для крупного и среднего бизнеса. В статье 139.1.12 раздела, посвященного налогу на прибыль, уже после всех президентских замечаний осталась норма, согласно которой юрлица не могут относить на свои затраты те платежи, которые адресованы упрощенцам. То есть со всех платежей в адрес упрощенцев украинские компании обязаны платить налог на прибыль.
Тут больше и делать-то ничего особенного не нужно – малый бизнес отсохнет сам, как подрезанное дерево.
Самая большая претензия, которую власть предъявляет упрощенной системе налогообложения, – низкие ставки единого налога. Однако именно по поводу ставок истинные авторы кодекса беспокоятся меньше всего. Больше всего их раздражают как раз не ставки, а статус – неприкосновенность предпринимателей, избавленных от частого общения с налоговой.
Писать об этом нужно еще и еще раз хотя бы потому, что обществу, налогоплательщикам необходимо знать истинные мотивы ликвидации упрощенки. А еще нужно раскрывать возможные последствия этого настойчиво лоббируемого процесса.
Упрощенка смягчила шок от падения гривны в 2008 году и хоть немного сдержала рост цен. Но уже сегодня бизнес закладывает в свои новые цены риски, связанные с демонтажом упрощенной системы налогообложения.
Если кто-то плохо помнит – единый налог появился в Украине в 1999 году как реакция на беспредел крепчающей фискальной системы и на последствия кризиса-1998. Тогда буквально за год страна поднялась – в том числе и потому, что можно было быстро начать свое дело.
Сейчас Налоговый кодекс и планы по его ужесточению резко сужают возможности легкого вхождения в бизнес. Ведь принятие специального закона об упрощенке наверняка сделает такой шаг еще более сложным. И это при том, что для предпринимательства в Украине по-прежнему сохраняется принцип "Вход – рубль, выход – десять". Те, кто был испуган надвигающейся ликвидацией упрощенки и потому бросился закрывать свои ЧП, ощутили это в полной мере.
А ведь действовать нужно с точностью до наоборот – упрощать процедуру входа в бизнес и выхода из него, ликвидировать поводы для коррупции фискальных органов, в том числе при помощи упрощенки. Почему? Потому что правительства Украины стремительно наращивают внешний долг, а значит – приближают очередной финансовый кризис.