Мнение: Шитье мое. Почему в Украине нет индустрии моды
Почему в Украине есть и дизайнеры, и магазины, и покупатели, но так и нет модной индустрии
"Добрый день, я украинский дизайнер одежды. Я создаю коллекции каждый сезон и мечтаю, чтобы их носили. Я уверен в своих идеях и хочу, чтобы люди надевали созданные мной вещи.
Поэтому мне бы хотелось, чтобы мои коллекции были представлены в лучших магазинах, чтобы они были узнаваемыми. Кроме того – будем честными до конца – я уверен: если я найду свою дорогу, то смогу стать известным, а главное – богатым и счастливым. Короче говоря, мне нужна помощь, мне нужен тот, кто поверит в меня и инвестирует в мои идеи".
"Добрый день, я ритейлер. У меня есть сеть магазинов, и я зарабатываю деньги, давая клиентам почувствовать себя частью всемирного сообщества модных людей, частью современной городской культуры, которая выражается в определенном образе жизни и, конечно же, покупках. Выбор клиента диктует маркетинг, и я нахожусь в постоянном поиске товаров, которые уже известны публике, с отлаженной логистикой, без особых проблем с качеством и продающихся не один сезон.
В моих магазинах действует принцип: каждый квадратный метр должен приносить определенный объем доходов, благодаря которому я могу оплатить аренду или покрыть амортизацию, закупки в следующем сезоне, персонал, налоги, а также получить прибыль для компании и для себя.
Наши клиенты хотят покупать бренды, уже известные широкой публике. Здесь, в Украине, мы склонны пренебрегать всем украинским, и поэтому, если марка еще не известна широкой публике, никто не будет покупать. Популярностью пользуются исключительно машины "под Крестного отца". И часы, в которых можно себя почувствовать гольфистом из Майами, даже если единственное подобие клюшки, которое ты держишь в руках, это кочерга для углей барбекю на даче. С одеждой то же самое – надо одеваться в иностранные вещи, чтобы почувствовать себя уникальным в своей стране.
Если дизайнер не может мне всего этого гарантировать, я не буду рисковать.
Поэтому простите, но помочь ничем не могу".
"Добрый день, я инвестор. Я думаю о том, чтобы вложить деньги в какое-нибудь новое дело. Хотелось бы инвестировать в моду, но у меня нет гарантии, что мои инвестиции будут защищены и я не потеряю все.
В принципе, все мы должны одеваться, правда? Всем нужны обувь, штаны, пиджаки и трусы по последней моде. Я задаюсь вопросом: почему мы не можем производить их здесь? Украина же не глупее Китая или Бангладеш. Мне бы пришлись по вкусу пиджаки с надписью: Made in Ukraine, а не Made in Sri Lanka. Мы экспортируем горох в Иорданию, подсолнечное масло в Испанию, производим самолеты и оружие, так что же, мы не в силах сделать пару носков?"
"Добрый день, я правительство, которое должно выступать гарантом и упрощать процедуры привлечения иностранных инвестиций. До свидания".
Как же выйти из этого замкнутого круга, который мешает развитию модной индустрии в Украине? Сложный вопрос, а значит, простые ответы. Надо хорошо понимать, что "мода" не значит "гламур". Мода – это в первую очередь индустрия, производство, рабочие места для десятков тысяч людей.
Импорт продукции низкого качества по низкой цене мешает развитию ритейла внутри страны. Не открываются новые магазины, растут черный и теневой рынки дешевых тряпок, уходит за границу ценная валюта, которую можно было бы реинвестировать в местные производственные мощности.
Было бы прекрасно, если бы уже сейчас кто-то открыл глаза и понял, что настоящий бизнес здесь, а не в Китае.