Мнение: Метановая альтернатива

Развитие газовых заправок поможет Украине снизить нагрузку на окружающую среду и создать тысячи новых рабочих мест так же, как это сделали в Европе, Южной Америке и Китае

В условиях стремительного роста мировых цен на нефть и подорожания бензина, потребители все больше обращают внимание на альтернативные источники моторного топлива. Это и природный газ, и синтезированный газ, и водород, и растительное масло, и биотопливо, и даже спирт. Однако для украинской экономики все же наиболее перспективным является развитие газового бизнеса.

Но в Украине, как всегда, все по-другому. Украинские автомобилисты до сих пор не решились стать на путь всеобщей газификации, как это сделали их зарубежные коллеги. При том, что страна владеет крупной газотранспортной системой и газораспределительными сетями, собственно метановых заправок насчитывается чуть более 200, из них примерно половина государственных. Напомню, что это на 14 миллионов автомобилей для более чем 45 миллионов жителей страны.

Відео дня

Вот, например, в Китае только на один средний город-миллионник приходится около 50 АГНКС. И это число продолжает расти с каждым годом. И малый, и средний бизнес охотно идут на рынок газовой розницы, — затраты невелики, а доход постоянный. Почему бы и нам в свою очередь не развить эффективный сектор для инвестиций, причем с быстрым оборотом? Ведь метан стоит в два раза дешевле по сравнению с продуктами переработки нефти, он и не требует переработки вообще. Более того, Украине рано или поздно просто придется это делать. Согласно планам Еврокомиссии к 2050 году будут полностью запрещено использование в городах автомобилей с бензиновым двигателем. То есть условие развития альтернативной топливной инфраструктуры до уровня европейских стандартов является одним из условий вступления Украины в ЕС.

На мой взгляд, в нашей стране существует глобальная проблема — мы неэффективно используем свой потенциал. Уже сегодня Украина имеет альтернативное бензину собственное метановое топливо в избытке. В стране его столько, что другие могут только позавидовать. Подумайте сами, чего уж проще — извлечь метан из недр земли, сжать его, загнать в баллон и использовать — как говорится, "бери и езди". И все нужное для перехода на метан мы производим внури страны сами: как баллоны, так и оборудование для метановых заправок. Покупай его, открывай заправки, зарабатывай так же, как это делают предприниматели в Европе, Южной Америке, Китае.

Вместо этого мы усложняем себе жизнь: тратим деньги, везем нефть, перерабатываем, наносим вред окружающей среде и получаем топливо, в результате в два раза дороже газа. И при этом портим свою природу и здоровье нации.

Развитие инфраструктуры для сбора, подготовки, транспортировки и переработки метана стратегически выгодно для страны в целом, для топливного рынка и для каждого жителя Украины в отдельности. Что для этого нужно? Чтобы государство начало законодательно поддерживать инвесторов в газобаллонный и заправочный бизнес. Не помешают и целевые программы продвижения использования газа автотранспортом, например грузовым. И эта альтернатива естественным образом решит проблему завышенных цен на бензин. Регулировать не придется — рынок отрегулирует себя сам. Здоровыми методами.

Артем Зайцев, председатель набсовета ОАО "Бердичевский машиностроительный завод "Прогресс"