Мнение: Уроки "безумного Людольфа"
"Так что конкретно вы хотите знать и как собираетесь решить свою задачу?" – мы ненавидели этот вопрос, но всегда знали, что "безумный Людольф", наш преподаватель в университете, непременно его задаст. Снова и снова
Профессор, на которого я тогда работал, обладал обширными знаниями в области истории, экономики и литературы. И он с поразительной настойчивостью требовал от нас концентрации внимания на конкретной задаче: поставьте четкую цель, определите материалы по теме для анализа, внятно и верно постройте ответ на вопрос на основе выбранных источников.
Мы называли его "безумный Людольф" (имя, кстати, настоящее), поскольку он с маниакальным упрямством спрашивал: "Так что конкретно вы хотите знать?", а также любил давать советы вроде: "Встаньте в 4 часа утра, пока ваша девушка еще спит, сделайте себе чашку чаю и несколько часов поработайте без помех, тогда ваши результаты будут намного лучше". И это в Берлине, где нормальный богемный студент любит погулять, спит допоздна и пьет много кофе-латте, прежде чем начать работать около 11 утра. Но мы звали его "безумным" с большим уважением, так как понимали, что он совершенно справедливо заставляет нас четко ставить задачи, формулировать вопросы и пытаться упорно искать на них ответы самостоятельно.
И еще одно дополнение к истории о "безумном Людольфе" и немецкой системе обучения в целом, которая отличается от украинской. Студенты Людольфа на всю жизнь научились мотивировать себя самостоятельно. Некоторые так никогда и не получили диплом. Потому что он их не подталкивал к этому. Немецкая система построена так, что ответственность за выпуск лежит исключительно на самом студенте. Вы должны сдать определенное количество экзаменов, которые никак нельзя обойти, но вас никто не заставляет этого делать! Вы сами должны найти мотивацию. Немецкая "политика невмешательства" иногда заходила слишком далеко во времена моей учебы, и я рад, что сейчас систему реформируют с целью помочь студентам-новичкам. Но все же очень важно понимать, что только вы сами в ответе за ваш учебный процесс, за экзамены, а также за то, чего хотите достичь в жизни. И нет больше никого, кто бы нес ту же ответственность и указывал вам что делать.
Мои друзья, уехавшие учиться в США и Великобританию, вернулись с историями о более безумных "Людольфах" (или Джерри, или Геральдах), которые были еще требовательнее. Они настойчивее заставляли студентов правильно ставить задачи и беспрестанно фокусироваться на поиске конкретных ответов.
Именно поэтому я рад, что у молодых украинцев есть возможность благодаря различным грантам и международным программам в университетах познакомиться с лучшими преподавателями мира, научиться четко формулировать вопросы и давать на них ясные ответы, а также привнести полученные за рубежом знания и навыки в Украину, чтобы способствовать дальнейшему развитию страны. И во время предстоящих собеседований с жюри нашей программы Фонда Виктора Пинчука "Всесвітні студії", предоставляющей гранты на получение магистерского образования за рубежом, украинские студенты должны быть готовы к тому, что я задам вопросы того самого "безумного Людольфа". Мы не ищем людей, которые знают все и обо всем. Мы ищем тех, кто четко знает, чем его (ее) учеба за границей поможет Украине. Так какие конкретно знания вы хотите получить в другой стране, чтобы воплотить их в жизнь на родине, и как именно планируете этого добиться?
Томас Вайе, заместитель председателя правления по международным отношениям Фонда Виктора Пинчука, worldwidestudies.org