На одном job-форуме бурно поспорили два завсегдатая по очень острому поводу: когда именно лучше просить прибавки у босса. Первый спорщик разглагольствовал о том, что надо идти с челобитной сразу после верстки корпоративного бюджета – дескать, тогда у начальства ясная финансовая картина и уже не так сильно заморочены мозги. Второй говорил, что это все ерунда, а более высокую зарплату надо искать на новом месте, на старом ее не поднимут в ближайший год точно. Потом вмешался третий спорщик и сказал, что только легкий шантаж собственников и боссов способен помочь в увеличении зарплаты.
А что на самом деле? Думаю, реальность находится где-то между второй и третьей точками зрения, причем ближе все-таки ко второй. Несмотря на впечатляющую дороговизну, которую уже замечает не только индекс потребительских цен журнала "Деньги", но даже иногда и сам Госкомстат, адекватного роста зарплат не наблюдается. По итогам минувших 12 месяцев десяток самых востребованных профессий, в которых заняты представители среднего класса, прибавил в весе зарплат максимум 4,5%. Заметим, и это очень важно: растут зарплаты не у всех подряд, а преимущественно у тех, кого зазывают на вакантное место. Старожилам пока их поднимают неохотно и ненамного. Разве что особо дефицитным и ценным. А таких крайне мало.
Выходит, прав второй? И чтобы получать более высокую зарплату, надо сменить работодателя? Похоже, так оно и есть. Только не обнадеживайтесь данными Госкомстата, который в ближайшие полгода будет радовать нас ростом числа вновь созданных рабочих мест. Ведь новыми эти рабочие места будут называть только очень и очень наивные люди. Все дело в том, что началось оформление трудовых отношений с теми, кто до сих пор работал на ту или иную компанию, пребывая в солидном статусе физлица-предпринимателя. С 1 апреля компаниям стало намного сложнее держать у себя таких работников – таков результат введения Налогового кодекса.
Так что де-юре количество рабочих мест увеличится, но де-факто их станет даже меньше. В штат попадут те, без кого работодатели просто не смогут обходиться. А с остальными либо начнут расплачиваться откровенно "вчерную", либо расстанутся совсем.
Тем не менее безнадегой нынешнюю ситуацию назвать тоже нельзя. Просто меняются правила игры. Выигрывает в ней тот, кто увидит это первым.
Лично мне уже вполне отчетливо видно: лучше будут себя чувствовать те, кто получает деньги непосредственно из рук конечного потребителя. Желательно – от того потребителя, который нашелся через интернет. Сервис, прямые продажи и изготовление чего угодно – все это сейчас привлекательно как никогда. В стране остро не хватает всех – от преподавателей английского до специалистов по ремонту бытовой техники. А клиент, найденный через Интернет, это очень правильный потребитель: у него уже есть деньги и совсем нет времени на долгие размышления и поиски.
Так что, забыть о прежней работе и уходить на вольные хлеба? Вовсе не обязательно. Кризис научил компании тщательнее считать деньги. А желание поскорее оставить его в прошлом вынуждает работодателей искать эффективных сотрудников на место тех, кто "устал от всего" и навсегда обиделся за сниженную два года назад зарплату. Так что носителей очень нужных умений и знаний будут расхватывать наперебой. Естественно, работать таким варягам придется чуть ли не за двоих. Но и зарабатывать они смогут как минимум на треть больше, чем на прежнем месте.
Александр Крамаренко, главный редактор журнала для частных инвесторов и потребителей "Деньги.ua"