Мнение: Танцуют все
Субкультура музыкальных этно-фестивалей часто имеет явный политический окрас. Но позитивный эффект от простого человеческого общения все равно оказывается важнее любой политики, пишет в своем блоге на Фокус.ua частый гость фестивалей Олег Андрос
Банально было начинать блог школьным сочинением на тему "Как я провел лето". Поэтому я попробую подать свою зарисовку в другом ключе: попытаюсь разобраться, что представляет из себя проведение лета на этно-фестивалях.
Несколько дней назад закончилась традиционная фестивальная пора. Если весна и осень – время выступлений всевозможных западных групп, то лето – пора отдыха на природе, который парадоксально совмещается с грохочущими колонками и агрессивно танцующей толпой.
Ролевики, футбольные фанаты, хиппи и металлисты собираются на одном пространстве и умудряются мирно сосуществовать под бдящим оком правоохранительных органов
Традиция многодневных опен-эйров расцвела буйным цветом в начале 2000-х, когда относительно рентабельно стало проводить фестивали в каждой области и по любому поводу. Расцвет моды на этно, рок- и другие мероприятия можно смело назвать проявлением активности гражданского общества: ведь люди независимо от государства осознали свои потребности в "альтернативной" музыке и "альтернативном" времяпрепровождении, вложили где свои, а где спонсорские средства и запустили маховик фестивального движения.
Как правило, фестивали типа "Шешоры" и "Меджибож" выглядят полным конгломератом культур – ролевики, футбольные фанаты, хиппи и металлисты собираются на одном пространстве и умудряются мирно сосуществовать под присмотром правоохранительных органов.
Фестивальное движение, как и любое массовое общественное явление, не обходится без ошибок. Бывало, что фестивали финансово проваливались, как "Пророк-2009" и "Свирж" в 2009-м и 2010-м. Я уж не говорю о часто неудачном подборе спонсоров. К примеру, эко-этно-фестиваль "Шешоры" в 2007 и 2008 годах оплатили не кто иные, как производители водки. В чем, простите, тогда заключается эко- и этно- составляющая?
Фестивали прекрасно вскрывают психологию нового поколения, завязанного на "лулзах" из Интернета, читающего ЖЖ-блоги (середина 2000-х) и Луркмор (конец 2000-х). В моду вошли "оффлайновые мэмы", когда посетители, к примеру, дружно зовут некоего Артура или некоего Валеру. Если Артур – вполне реальный посетитель "Шешор Подольских"-2008, то Валера с "Пустых холмов"-2010 (Россия) оказался мэмом более таинственным, поскольку его никто так и не нашел. Зато у группы "Серьга" родилась песня "Валера, ты где?"
Роль фестивалей в деле размножения все новых поколений "золотой" и не очень молодежи также феноменальна. "Арт-поле-2011" наглядно показало, как молодые хиппи и прочие субкультурщики везут в фестивальную атмосферу уже своих детей.
По состоянию на нынешний год имеем в наличии несколько крупных событий лета, которые притягивают толпы прихиппованных и оторвавшихся от мегаполиса персонажей. Согласитесь, это настоящая романтика – девушки в этно-антураже, музыка, радикально отличающаяся от льющегося с экранов дерьма, палатки, костры и отрыв от реальности… Это те вещи, за которыми люди едут за сотни километров, на которые они тратят заработанные деньги и выходные.
Явление интересно также тем, что с его помощью можно эффективно доносить до масс свои идеи: так и появились "национально окрашенные" фестивали "Униж" (состоялся в 2008 году), "Гайдамака.ua" (2010 год) и "Бандерштат" (с 2006 года). Ныне в подобное русло дрейфует и "Трипільське коло" (с 2008 года). Хотя фестиваль позиционирует себя как аполитичный, многие его участники своих националистических взглядов не скрывают.
Автор наслушался немало выпадов справа в сторону нынешней власти, пережидая шквальный дождь на "Трипільському колі-2011" и слушая выступления литераторов на литплощадке. Оппозиционностью дело не ограничивается, можно вспомнить записки журналистки Марии Лебедевой о первом "Трипільському колі-2008", где она нашла в свободной продаже книгу "Майн Кампф" Адольфа Гитлера. В 2010-м на раскладках уже можно было найти куда менее известную, но более актуальную для узкого круга книгу украинских авторов "Борьба продолжается. Национал-социализм, как он есть". Это показывает, что ультраправые идеи внедрились в фестивальную атмосферу достаточно глубоко.
Построенная руками волонтеров в 2008 году инфраструктура на месте бывших коровников и колхозного сада села Униж теперь служит хорошую службу делу культурного сопротивления "режиму Януковича"
Фестиваль "Трипільське коло" однозначно стал лучшей попыткой сделать фестиваль, свободный от алкоголя, табака и наркотиков, от религиозных и расовых предрассудков. Однако стремление собрать на одном пространстве диаметрально противоположные субкультуры теперь приносит свои не всегда запланированные плоды.
В 2011 году фестивали "Арт-поле" и "Униж" объединились в один тандем, чтобы эффективнее выживать в тяжелых экономических условиях. Стоит ли напоминать о том, что "Униж" задумывался как живое воплощение "украинского формата" – в противопоставление "русскоязычному формату"? Идея получила продолжение три кризисных года спустя. Построенная руками волонтеров в 2008 году инфраструктура на месте бывших коровников и колхозного сада села Униж теперь служит хорошую службу делу культурного сопротивления "режиму Януковича". А заодно и пары знакомятся для продолжения рода. Так, может быть, и вырастет новое поколение, не "отформатированное" под попсу и политические клише.