Великая победа и огромная ненависть
Говорят, от любви до ненависти один шаг. Но почему же обратный путь – от ненависти к любви – почти непреодолим?
Между теми, кто принес нам победу, но воевал по разные стороны фронта, хоть и боролся за одну и ту же Родину, бездна вражды и озлобленности. И, по всей видимости, в ближайшее время эту ситуацию никакие призывы к примирению не изменят. До сих пор из известной поговорки наиболее актуальна вторая часть: "Кто былое помянет, тому глаз вон. А кто его забудет, тому голова с плеч!"
Они все еще в строю – кто под руки, кто с палочкой; еще могут самостоятельно прошагать по праздничному Крещатику и взобраться на ступеньки государственного автобуса, который каждый День Победы свозит ветеранов на место их постоянных встреч, место, святое для всех, опаленных войной. Там, на территории Музея Великой Отечественной войны, совсем старенькие телом, но молодые и смелые закаленной в боях душой, они традиционно пригубили фронтовые сто граммов, отведали самого бодрящего снадобья – солдатской каши, встретились с боевыми товарищами.
Смотришь на этих мужественных людей, на этих героев страшной и жестокой войны и думаешь: "Да ведь они святые люди!" Столько пережили, столько перестрадали. И до сих пор не сдаются – почище молодых умеют улыбаться и веселиться. Смахивая непрошеную слезу, радуются каждому прожитому дню. Им бы теперь быть не только эталонами отваги и жизнелюбия, но вестниками добра и национального примирения.
Но все намного сложнее. Раны зажили, боль утихла, отчаяние прошло, а ненависть, жестокая, хладнокровная и неистощимая, осталась. Она уже не кричит, но ропщет неудовольствием всякий раз, как кто-то вспоминает о примирении с другими ветеранами – другой, до недавних пор почти никем не признанной войны.
И в этот раз одно только президентское упоминание об УПА вызвало среди ветеранов гул возмущения, с удовольствием затем процитированного российскими СМИ.
Солдаты Красной армии не хотят перешагнуть через прошлое – помириться с участниками освободительного движения, воинами Украинской повстанческой армии. Да и противоположная сторона не дальше ушла. С не меньшим упрямством престарелые солдаты УПА не отмечают 9 мая. Это не их праздник, не их победа. И они так же непоколебимо не хотят мириться.
Может быть, дело в том, что их поколение привыкло, что правда – всегда одна? И того, что она у "всякого своя", как писал Шевченко, допустить они не могут и не хотят.
Скорее уж украинские ветераны примирительно обнимутся с ветеранами вермахта, ведь их отношения выяснены давно и на чьей стороне правда – они определились.
Со своими же братьями по крови, в равной степени претендующими на ту же самую правду, выражаемую сакраментальным "они сражались за родину", – и те, и другие фронтовики ничего общего иметь не желают.
А ведь это примирение не Ющенко нужно – его не хватает сегодня именно нам, младшим поколениям.
Ведь во времена, когда друзья-политики перегрызают друг другу глотки, когда злейшие враги тайно создают политические союзы, когда все идолы пали, а моральные ценности совсем девальвировались, именно теперь наши дорогие ветераны всех фронтов и всех войн могли бы сослужить, быть может, последнюю важную службу своей Родине – показать путь к примирению и национальному согласию. И для этого не надо снова рваться в бой, не надо бросаться на амбразуру дзота, не надо рисковать своей жизнью, надо совершить, может быть, последний подвиг в своей жизни – просто сказать: "Прости! И я прощаю!"