Мнение: Ошибка системы
Начавшиеся два месяца назад протесты против социальной и экономической несправедливости "Захвати Уолл-Стрит" докатились и до Украины. О локальных особенностях и о том, почему работники МВФ читают Жижека пишет в своем блоге на Фокус.ua социолог Анна Гриценко
В ноябре Украина с некоторым запозданием присоединилась к мировой тенденции – состоялось первое собрание движения Occupy Kiev. Для первого раза немногочисленные протестующие всего лишь вынесли несколько плакатов с глобальными пожеланиями более справедливого мира. История протестов из "оккупационной" серии началась еще летом в малайзийском Куала-Лумпуре и с тех пор охватила около 80-ти стран мира. Так человечество отвечает глобальными протестами на глобальный экономический кризис. Перед нашей страной, как частью мировой системы, стоит все та же проблема, что и перед демонстрантами в других странах – бедность, вызванная неадекватным перераспределением благ. Но Украина, увы, остается в хвосте мировых процессов.
Украинцам неведомо, что над смитовской "невидимой рукой рынка" уже давно вовсю потешаются даже западные комики, не говоря уже об экспертах в области экономики
Последние 20 лет наше государство строило "дикий капитализм" и старалось в пику советскому прошлому либерализировать разные сферы экономики. Между тем, внезапно оказалось, что неолиберализм, который господствует в мире с 70-х годов прошлого века, встречал и встречает противодействие в самых разнообразных формах – именно потому, что при такой системе недовольными оказываются, в полном соответствии с лозунгами движения Occupy, 99% населения мира. Украинцам неведомо, что над смитовской "невидимой рукой рынка" уже давно вовсю потешаются даже западные комики, не говоря уже об экспертах в области экономики. Что в Европе и США существуют сильные традиции протестов, в том числе рабочих, и отдельные социологические школы, работающие с проблемами экономической глобализации (например, школа так называемого мир-системного анализа). Что на блокады саммитов Большой восьмерки собираются сотни тысяч людей. Что существуют более или менее удачные эксперименты рабочего самоуправления на уровне целых заводов (речь, к примеру, об испанской корпорации Мондрагон). Что узкая сфера обмена файлами через торрент-трекеры, которой пользуется большинство молодых людей, подозрительно напоминает коммунистический принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям".
Русскоязычный американский блоггер scholar-vit публикует зарисовку: "Сосед в самолете внимательно читает Жижека. Разговорились. Оказывается, экономист из Международного валютного фонда. "У нас в МВФ сейчас многие изучают Жижека и Маркса. Пытаемся понять, что же произошло и почему". Славой Жижек – один из философов, выступавших на демонстрациях протеста на Уолл-стрит, в символическом мировом финансовом центре. Демонстрантов из парка Цуккотти поддерживали не только гуманитарии, но и ученые с мировыми именами – в том числе бывший вице-президент Всемирного банка и лауреат Нобелевской премии по экономике Джон Стиглиц. И хотя силовики боролись с активистами движения самыми разнообразными методами – арестами, штрафами, шпиками (один полицейский в штатском успел получить широкую известность и прозвище "коп-хипстер"), и 15 ноября все протесты в Нью-Йорке были временно прекращены правоохранительными органами, довольно очевидно, что борьба не думает заканчиваться. Ведь лозунг активистов "Нас 99%" очень близок к истине, и проблема требует системного решения, а не полицейских дубинок.
В мировых финансовых институциях могут только усиленно делать вид, что проблема решается – ведь именно ими она и создавалась
Итак, пока полиция разгоняет демонстрации, экономисты ищут системное решение кризису. Но чинить изначально неустойчивую систему, основанную на власти прибыли, оказывается не так просто. Капитализм начинался с романтических протестантских идей о том, что только 144 тысячи избранных праведников достигнут рая, и с Адама Смита, говорившего о том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Но на основе работ Смита, изучавшего в колледже этику, была выстроена система, которую вряд ли можно называть хоть сколько-нибудь этичной. Массовая промышленность, банковские и финансовые инструменты, - все это работало и работает на власть денег, количество которых, как и других ресурсов, ограничено. Так что свобода предпринимательства оказалась неотделима от свободы вылезть наверх по чьим-то головам. От христианской любви к ближнему, кстати, это тоже далеко.
Развитие техники открыло пути экспансии капитализма, который достиг сейчас даже самых отдаленных уголков мира. А следовательно, нищета отдельных людей, групп и территорий также продиктована общей логикой капиталистического развития. Развитость одних невозможна без отсталости других. Поучиться у Маркса действительно есть чему – все эти тезисы экономисты Международного валютного фонда могут прочесть у Маркса и марксистов, в частности, Андре Гундера Франка. Но в мировых финансовых институциях могут только усиленно делать вид, что проблема решается – ведь именно ими она и создавалась.
Украинцам же, если они ставят перед собой задачу что-то изменить, а не бездумно подхватить моду на протесты вслед за модой на хипстеров с айфонами, нужно в первую очередь научиться и мыслить глобально, и действовать локально. Мыслить глобально – означает видеть перед собой цель в терминах более справедливого мира. Действовать локально – означает ставить перед собой приближающие эту цель задачи, решаемые здесь и сейчас. В современной украинской ситуации речь должна зайти в первую очередь о противодействии правительственным реформам, продиктованными МВФ – к примеру, пенсионной или трудовой.