Мнение: Без руля

Гривна шатается не оттого, что у Нацбанка мало валюты для ее поддержки. Дело в том, что и рядовые украинцы, и отечественный бизнес лишены валютной свободы

Related video

Представьте себе автомобиль – мощный, с приличным мотором, с надежными тормозами, с полным баком, но... без руля. Вот примерно так выглядит украинский валютный рынок.
Судите сами. Нацбанк может печатать национальную валюту – это его педаль газа. Он умеет вынимать из банков "лишние гривны" – так устроен тормоз. Есть экономика – это мотор. Валютные резервы – бензин в баке. Если бизнес работает, в страну попадает валютная выручка и инвестиции, резервы НБУ увеличиваются – это значит, что мотор доставит машину до очередной заправки и бензина в бак дольют. Идиллия? Как бы не так.

Раз нет руля, то вместо того чтобы объезжать возникающие препятствия, правительству остается одно – давить на газ

Потому что руль в этой конструкции не предусмотрен. Еще в 1993 году Леонид Кучма подписал декрет Кабинета министров о валютном регулировании и валютном контроле, и с тех пор в этой области ничего не изменилось. Гражданам Украины по-прежнему нельзя без особого разрешения держать счета за рубежом. Компании ограничены в праве использования валютной выручки.
Да, за последние полтора десятка лет ограничения стали мягче, физлицам нынче можно вывозить больше наличной валюты, чем раньше. Зато сейчас нельзя брать валютный кредит – исключения существуют лишь для экспортеров и граждан, получающих зарплаты в твердой валюте.
Оно вроде бы и правильно с государевой точки зрения – держать всех в строгости. Чтобы курс отечественных дензнаков не шатался и местный бизнес не прятал валютные накопления подальше от родного дома. Но в условиях рыночной экономики эффективно управлять можно только теми, кто имеет хоть какую-то свободу выбора. Тех, кто такой свободы не имеет, можно лишь "тащить или не пущать". А это значит, что в экономике нет руля, а есть только валютные "газ" и "тормоз".

Раз нет руля, то вместо того чтобы объезжать возникающие препятствия вроде чрезмерного роста импорта, правительству остается одно – давить на газ. Ну, например, опустить гривну, чтобы уменьшить импорт, чтобы не везли в Украину сверх меры дешевые польский сыр, узбекские авто или российский шоколад. Идея вроде и хороша, но Минфин тут же схватится за ручной тормоз: при просевшей гривне он не обеспечит выполнение госбюджета.

Если руля нет, то удержать на ногах хворающую нацио-нальную валюту можно только снова ударив по тормозам – убрав из оборота "лишнюю гривну", как это постоянно делает НБУ с июля этого года. Но, оказывается, "лишняя гривна" нужна для кредитования экономики. В итоге банки дают друг другу деньги на несколько дней под драконовские 30–50% годовых, а по потребительским кредитам наличными обычные физлица платят уже больше 100% годовых.

А раз нет нормальных, хотя бы относительно дешевых кредитов, тормозится вся экономика разом – торговля, производство и т. п. Вот простой пример: сейчас кредит на квартиру дают уже под 22–25% годовых, если учитывать все обязательные страховки и комиссии. По этой причине строительные компании вряд ли дождутся покупателей и не скоро начнут новые стройки.

Так, может быть, дать свободу валютным подданным, то есть поставить в машину руль? Чтобы она могла лавировать между столбами и ямами? Но страшно властям это делать, потому что валютно свободные граждане и компании ринутся со своими деньгами подальше от неразумных налогов и коррумпированных контролеров.

Обычный вкладчик уже четвертый месяц голосует против валютной несвободы –
снимает гривневые вклады и, если доверяет банку, несет деньги на валютные депозиты. А если не доверяет – прячет пачку "зелени" под матрац.

Такой отток гривневых вкладов мы видим впервые с начала 2009 года, когда люди панически выдергивали из банков дешевеющую гривну, чтобы по дикому курсу обменять ее на твердую валюту.
Так что если, идя по улице, вы видите банковскую рекламу с вкладом под 23% годовых, – это совсем не аттракцион невиданной щедрости, это банк задыхается от нехватки денег, и дымятся тормоза Нацбанка, вжатые в пол, чтобы гривна могла и дальше держаться у цифры "8".

Александр Крамаренко, главный редактор журнала "Деньги.ua"