Мнение: Днепровский апокалипсис
Авария на очистных сооружениях в Бортничах должна напомнить о том, что днепровские плотины и водохранилища – это мина замедленного действия и в случае разрушения одной из плотин, последствия по своим масштабам могут превзойти Чернобыльскую катастрофу, пишет в своем блоге на Фокус.ua авиационный инженер Олег Коршунов
То, чем так долго пугали киевлян, наконец-то произошло – авария на очистных сооружениях в Бортничах стала реальностью. На станции, которая перерабатывает бытовые и промышленные отходы со всего Киева, образовался провал размером 10 на 10 метров. Но Бортничи, это, к сожалению, не единственная неприятность, которая грозит киевлянам и Украине в целом. Инцидент, который, в случае прорыва сточных вод в Днепр, эксперты расценивают как экологическую катастрофу, должен напомнить и о том, что днепровские плотины и водохранилища представляют собой мину замедленного действия огромной мощности.
Днепр на территории Украины практически загублен, поскольку все водохранилища представляют собой малопроточные водоемы с так называемой условно-питьевой водой
Еще в годы своего правления, известный своим волюнтаризмом Никита Хрущев, в поисках дешевой электроэнергии воплотил в жизнь авантюрный план по сооружению каскада ГЭС на Днепре. Аналогичное строительство было осуществлено на Волге, Каме, на великих реках Сибири, Средней Азии и других, помельче. В результате появления водохранилищ, в поймах этих рек были затоплены огромные территории, а вот Аральское море, из-за того, что Аму-Дарья и Сыр-Дарья, питавшие его, потерялись в песках, в конце концов, перестало существовать. Вся эта гигантская работа была проделана вопреки здравому смыслу, поскольку большинство плотин были построены на равнинных реках, а мировая практика предполагает целесообразность строительства подобных сооружений исключительно в горных и малонаселенных районах, там, где производительность ГЭС будет достаточной, а вероятность нанесения ущерба окружающей среде в случае аварии — минимальной. Но кто об этом думал в эпоху строительства коммунизма, который, как утверждали большевики, не за горами. Не считаясь с очевидными фактами, что выполнение этого плана сопряжено с колоссальными материальными затратами, потерей огромных площадей плодороднейших пойменных земель — площадь водохранилищ только днепровского каскада соизмерима с площадью острова Кипр, — Хрущев, с присущей ему энергией, взялся за работу. В результате, Днепр на территории Украины практически загублен, поскольку все водохранилища представляют собой малопроточные водоемы с так называемой условно-питьевой водой; более 6 тысяч квадратных километров прекрасных украинских земель ушли под воду со всем, что было на поверхности. Но самое страшное – это то, что я назвал миной замедленного действия.
Еще 20 лет тому назад специалисты начали бить тревогу по поводу того, что плотины вырабатывают свой ресурс и скоро потребуют капитального ремонта, а с учетом того, что коэффициент полезного действия гидроэлектростанций днепровского каскада равен нулю, то лучше их вообще вывести из эксплуатации, а водохранилища осушить и таким образом вернуть Днепру первозданный вид. Понятно, что сегодня этого делать никто не будет. Во-первых, это колоссальные деньги; во-вторых, хоть какое-то количество электроэнергии эти ГЭС все таки вырабатывают; и в-третьих, это проблема радиоактивных отложений на дне Киевского водохранилища. То есть получается так, что когда-то совершенную глупость исправить уже невозможно. А в чем же заключается угроза?
Существует, хотя и незначительная, вероятность разрушения плотины Киевской ГЭС. Сочетание неблагоприятных факторов: быстрое таяние чрезмерных запасов снега в верховьях Днепра под воздействием теплой погоды и обильных дождей да плюс землетрясение средней силы, которые раз в несколько десятков лет случаются в нашем регионе, и ослабленная плотина может рухнуть. Огромные массы воды — средний объем Киевского водохранилища 4 кубических километра — и радиоактивной грязи со скоростью экспресса понесутся вниз, сметая все на своем пути, в том числе и плотины, расположенные ниже по течению, так называемый эффект домино. Последствия страшно представить, для сравнения достаточно вспомнить Куреневскую трагедию 1961 года. Сотни тысяч погибших и полностью разрушенная инфраструктура прибрежных районов. В случае реализации подобного сценария Украина не скоро оправится от потрясения.
Однако это вовсе не означает, что надо срочно паковать чемоданы и срываться с насиженных мест. Выход можно найти из любой ситуации, даже из такой угрожающей. Для этого необходимо разработать экстренную программу действий по мониторингу всех объектов днепровского каскада и воплощению в жизнь рекомендаций 20-летней давности. А именно – постепенный вывод из эксплуатации нерентабельных гидроэлектростанций, а таковыми являются все ГЭС днепровского каскада, возможно, за исключением Запорожской, а также осушение и последующая рекультивация водохранилищ — смогли ведь большевики в свое время осушить Аральское море и залив Кара-Богаз-Гол на Каспии.