Мнение: Новая перестройка
Российская оппозиция пока действует наобум: лидера нет, особого доверия к организаторам митингов — тоже. Но именно это может стать главным козырем против действующей власти
Шествие "За честные выборы" в Москве по Якиманке, не будь там политических флагов, больше походило бы на народные гулянья: бесконечная толпа людей, воздушные шары, праздничное настроение и практически никакой полиции. Картина чем-то напоминала начало оранжевой революции в Украине и резко отличалась от боев с ОМОНом на Триумфальной площади, к которым уже привыкла оппозиция.
Во главе шествия двигалась "общегражданская" (то есть непартийная) колонна, и она оказалась самой большой по численности и наиболее креативной по плакатам и "кричалкам". В основном вспоминали Путина: "Мы устали, уходи!", "Путина на крабовые палочки!", "Свободу рабам на галерах!", ну и традиционное: "Путин — лыжи — Магадан". Вот из окна соседнего дома толпу приветствует какая-то девушка в белой шапочке с помпоном, машет чем-то вроде флага из белых лент. Толпа отвечает ей дружным "ура!".
Митингующих объединяет презрение к Путину
Еще пару месяцев назад никто бы не поверил, что такое возможно в Москве. Но после того как Владимир Путин решил идти на третий срок, к недовольству мыслящего меньшинства добавилась усталость молчаливого большинства. Последние давно уже перекормлены Путиным. Власть, опасаясь революций, резко усилила агитацию по всем каналам, но это вызвало у людей еще большее раздражение. Так что, когда в марте сотни тысяч людей по всей России вновь выйдут с требованием честных выборов, никаких инструментов у власти для приглушения протестов не окажется. Каждая ответная пропагандистская мера, будь то "разоблачительные" фильмы на госканалах или очередные митинги по разнарядке, только подольют масла в огонь.
У оппозиции, впрочем, есть свои слабости. Идеологически она крайне разнородна. Митингующих объединяет лишь презрение к Путину. Кроме того, средний класс — основа протестующих — не особо доверяет организаторам шествий, даже самым либеральным. Связующим звеном остаются далекие от политики общественные деятели — Леонид Парфенов, Борис Акунин, Леонид Быков, а также готовые к компромиссам и пользующиеся доверием у всех сторон активисты Алексей Навальный и Сергей Удальцов.
Пока протесты мирные — связующее звено сильное. Тестом на прочность этой конструкции может стать решение власти пойти на обострение отношений с оппозиционерами. Не исключено, что в таком случае оппозиция расколется на две части: более радикальную, политизированную и склонную к компромиссам и переговорам, типа Лиги избирателей.
Хотя есть у оппозиционной массы и сильная сторона — отсутствие единого лидера. Путину бесполезно пытаться дискредитировать, запугивать или переманивать видных оппозиционеров — на место ушедшего тут же придет другой. Да и самой оппозиции лидер пока не нужен. В условиях тотального общественного недоверия всех ко всем удобнее и проще иметь коллегиальное управление.
Впрочем, пока протест переживает самый приятный и духоподъемный период: на организацию митингов удается собирать с помощью взносов обычных людей сотни тысяч рублей, рядовые участники (как правило, беспартийные) своими руками делают самые интересные плакаты и транспаранты, к протесту присоединяются все новые музыканты, писатели и общественные деятели.
Путин, в свою очередь, может только попытаться противопоставить интеллигенции пролетариат, но стать вождем пролетариата ему вряд ли удастся. Центр рабочего сопротивления "оранжевым революциям" кремлевские политтехнологи решили создать на Урале, где действительно много крупных заводов, вот только уровень поддержки единороссов на выборах там оказался одним из самых низких по стране — 30% (если не учитывать вброшенные бюллетени). Пытается Путин обрабатывать и мыслящее меньшинство, печатая от своего имени статьи в крупнейших газетах (включая либеральные, такие как "КоммерсантЪ"), но выглядят эти статьи, как эссе вора-карманника, объясняющего со ссылками на Солженицина и Новгородцева, почему он украл у вас кошелек.
Впрочем, к весне даже Путину станет понятно, что его пропагандистские ходы не работают и на улицы выходит все больше людей. Власти останется либо продолжить конфронтацию, либо пойти на уступки оппозиции и, например, распустить парламент и дать новым партиям попасть в Думу.
В каком направлении двинется Россия в случае смены власти? Пока трудно сказать. Сейчас вряд ли кто-то знает, чем может закончиться новая перестройка. Но эта непредсказуемость никого не пугает. Россияне чертовски соскучились по обычной непредсказуемости.
Роман Доброхотов, лидер движения "Идущие без Путина"