Игры акцизов. Облагая налогом нефтетрейдеров, власть усложняет жизнь автомобилистам

Новые инициативы правительства по сбору налогов с нефтетрейдеров могут увеличить поступления в бюджет, но вряд ли снизят цены на бензин

Правительство придумало, как предотвратить скачки цен на бензин. На днях Кабинет министров одобрил введение плавающей ставки акцизного сбора с нефтепродуктов. Теперь она будет зависеть от котировок нефти на мировых биржах. "Стоимость нефти идет вниз — акциз повышается. Вверх — акциз понижается", — пояснил премьер Николай Азаров. Новые правила придуманы якобы во благо, но в успех инициативы верится с трудом: все действия власти по решению этой проблемы пока похожи на разговоры о налоге на роскошь под лозунгом "богатые поделятся с бедными". В итоге же получается наоборот.

Очередной скачок цен на нефтепродукты этой весной был спровоцирован конфликтом между США и Ираном. Тегеран отказывается прекратить разработки в ядерной сфере. Американцы же давят на своих партнеров по всему миру, чтобы те отказались от закупок иранской нефти — основного источника финансирования ядерных программ этой страны. В результате нефть дорожает, что не без энтузиазма поддерживают биржевые спекулянты, обеспечивающие на сегодня до 70% сделок на энергетических биржах. С начала 2012 года цена нефти возросла почти на 20% и достигла отметки $125 за баррель. Крупнейшие нефтедобывающие страны, включая Россию, не устают выражать свою обеспокоенность высокой стоимостью энергоносителей, обещая обязательно что-нибудь придумать. Разумеется, решение затягивается.

В этом году миллионы автомобилистов получили повышение налогов, а несколько олигархов — миллиардные льготы

Второй фактор роста цен — внутренний. За последний год акцизный сбор на бензин увеличился на 50% и достиг 198 евро за тонну. В рознице это повышение дало рост цены примерно на 65 копеек за литр. Иными словами, наряду с мировой конъюнктурой правительство принимает активное участие в деле повышения цен на топливо. На сегодня в розничной стоимости бензина около 55% приходится на нефть, примерно 35% — акциз и НДС. Остальное — расходы и прибыль АЗС. И если раньше в росте цен чиновникам было удобнее винить неуемные аппетиты нефтетрейдеров, то сейчас в правительстве наконец осознали: регулирование налоговой нагрузки является единственным инструментом, который остается в руках государства. Но в марте Кабмин неожиданно отказался от временного снижения налогов на топливо, поскольку это приведет к бюджетным потерям, которые, по моим оценкам, во втором квартале могут составить более 1 млрд гривен. В условиях продолжающейся подготовки к чемпионату Европы по футболу и в свете социальных инициатив президента реакция, в общем-то, понятная.

Собственно, поэтому я не разделяю восторга, с которым представители власти сообщили об идее устанавливать акцизный сбор на топливо в зависимости от мировых цен на нефть. Давайте для начала разберемся. Ведь плавающая ставка неизбежно влечет за собой бюджетные потери — в том случае, если главной целью затеи действительно является снижение стоимости бензина непосредственно на АЗС. В правительстве уверяют, что подобные убытки восполнятся в период низких цен на нефть, когда акциз "уплывет" вверх. Но если мировые цены не упадут? Ни у Штатов, ни у других крупнейших нефтедобывающих стран желания этому способствовать пока не наблюдается.

Кстати, о нефтедобытчиках. Украинские компании этого сектора в начале года получили от государства налоговые льготы в виде пониженных на 30% ставок рентной платы на добычу черного золота. По предварительным расчетам, это сделает их богаче в 2012-м на 4–5 млрд. гривен. Хотя и раньше они не бедствовали, ведь цены на нефть который год неуклонно поднимаются. В 2011-м крупнейший отечественный нефтедобытчик "Укрнафта" заработала около 2,2 млрд гривен чистой прибыли. (Официально компания до сих пор не обнародовала финансовые результаты за прошлый год, поскольку, говорят, сказки о тяжелой судьбе украинского производителя позволили ей выпросить колоссальную льготу.) Кто контролирует крупнейших добытчиков нефти и газа в стране — не секрет. Это уважаемые люди, обосновавшиеся на верхних строчках списков богатейших. Вот и получается, что в этом году миллионы автомобилистов получили повышение налогов, а несколько олигархов — миллиардные льготы.

В духе риторики о налоге на роскошь правильно было бы отмотать назад ставки ренты на добычу нефти, оставив уважаемых людей с приличной нормативной прибылью, а резко возросший объем налогов от добывающей отрасли направить на компенсацию снижения акцизов на нефтепродукты для обычных граждан и целевые дотации аграриям и бюджетным организациям. Средств хватило бы на все.

Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95"