Вышли в тираж. Почему украинским политикам не стоит доверять управление страной
Пока украинские политики не научатся эффективно вести хотя бы собственную избирательную кампанию, им не стоит доверять управление страной
Зачем украинским политикам так много рекламы? Особенно наружной с крупным планом их лиц? Чуть выборы — и частоколы раскормленных народных слуг взирают на нас с высоты билбордов. Площадь стандартного рекламного щита в Украине — 18 квадратных метров. Лицо политика обычно занимает не меньше трети, то есть около 6 квадратных метров. Получается, полторы тысячи щитов Натальи Королевской — это девять тысяч ее фотографических квадратных метров. Тысяча щитов объединенной оппозиции — это шесть тысяч квадратных метров Арсения Яценюка и Юлии Тимошенко на двоих.
К слову, экс-президента Леонида Кучмы на щитах не было вообще (никаких поздравлений с Новым годом или 8 Марта), да и в телевизоре бывший глава государства предпочитал появляться в новостях, а не в рекламных паузах. Другие политики той эпохи не брезговали даже фонарными столбами — как тут не вспомнить наклейки "Ткаченко зможе!", к которым конкуренты доклеивали "Якщо віагра допоможе". Кучма же не "светился" — только в 2004-м, после оранжевой революции, на стенах домов появились хулиганские "Данилыч, вернись!"
Современные политики с удовольствием заполняют пустоту, царившую на улицах городов при Данилыче. Большие тиражи им по нраву. И чем ближе выборы, тем чаще частоколы из лиц. Правда, слоганы однообразны — все так или иначе обещают обязательно улучшить нашу жизнь.
В политику идут люди специфические, те, которых недостаточно любили в детстве. И чем больше они видят собственных отражений на улицах, тем спокойнее им ехать домой в Конча-Заспу
Различные исследования медиаэффективности показывают: наружной рекламы не должно быть слишком много. Если частота контакта превышает 3–4 раза в день, наступает отторжение. Поэтому оптимальное количество щитов на 3-миллионную столицу для коммерческого бренда — до 80 штук, для политического — до 150. Но это без учета "гонки вооружений" — 400 плакатов конкурента являются лучшим стимулом для игнорирования правил маркетинга.
Только самые лояльные избиратели радуются родному лицу на остановке общественного транспорта, хотя и у них может проскочить унылое "многовато рекламы в этом году". Поэтому задачу узнаваемости политика стоит решать иным путем. Например, привлекать внимание не количеством, в разы превышающим все нормы эффективного медиапланирования, а креативностью сюжета.
Психологи давно пытаются найти ответ на вопрос: почему украинские и российские политики так привязаны к наружной и телевизионной рекламе? Кто-то полагает, что корень стоит искать в чистом фрейдизме. Дескать, в политику идут люди специфические, те, которых недостаточно любили в детстве, испытывающие острое желание быть первыми. И чем больше они видят собственных отражений на улицах, тем спокойнее им ехать домой в Конча-Заспу.
Подобную версию разбивают в пух и прах этногеографы. По их мнению, отечественные политики — это типичные носители яркого украинского менталитета, то есть люди наивные и добрые. Собственно этими их качествами пользуются агрессивные политконсультанты, навязывая миллионные бюджеты и красочные картинки. Их работа тем эффектнее, чем больше она бросается в глаза. Построить агитаторскую сеть сложно, а показать ее лидеру практически нереально. Если вдруг проигрыш, как доказывать, что работал в поте лица? А прямая реклама — вот она. И если проиграли, значит, конкуренты вложили больше денег.
Как по мне, причина массовости наружной и телевизионной рекламы проста: невежество украинских политиков. И страх перед провалом на выборах, которым умело пользуются консультанты всевозможных мастей. Сегодня в мире существуют четкие методики и алгоритмы проведения избирательной кампании — с нейромаркетинговыми исследованиями, граничными эффективными бюджетами и лекалами построения агитационной сети. Но когда ставки настолько велики, нет времени на исследования, нет желания планировать все заранее. Остается только импровизация, и она обычно крайне низкого качества.
Тот политик, который профессионально подойдет к вопросу построения своего имиджа, подберет слаженную команду и сумеет качественно провести хотя бы собственную избирательную кампанию, возможно, справится и с управлением страной без эксцессов совкового сознания.
Артем Биденко, президент группы SA Political Communications, руководитель Ассоциации наружной рекламы Украины