В неоплатном долгу. В преддверии парламентских выборов власть берет крупные кредиты
Правительство, пытаясь удержать экономику на плаву в преддверии парламентской избирательной гонки, занимает "быстрые" деньги. Отдавать же долги и спасать страну от дефолта придется как раз перед выборами президента
Во время парламентской избирательной кампании для властей очень важно, чтобы финансовая ситуация в стране выглядела по крайней мере пристойно. Ради этого правительство с пугающей скоростью одалживает деньги и по уши влезает в долги. Складывается впечатление, будто при подготовке к осенней гонке за места в Раде все забыли о президентских выборах 2015-го и никто не опасается, что именно на 2013 и 2014 годы придутся самые тяжелые выплаты по обслуживанию государственного долга. Вероятно, стоит ожидать одного из двух: или выборы главы государства каким-то образом заменят некой имитацией, или же откажутся платить по государственным долгам.
На ближайшие полтора года украинская власть получила достаточно рискованный повод для гордости — стране предстоит расплачиваться с Международным валютным фондом по займам, взятым несколько лет назад. При этом в Фонде не скрывают, что на очередной денежный транш и скорое возобновление программы кредитования Киеву рассчитывать не стоит. Иными словами, сейчас Украина будет финансировать МВФ, а не наоборот.
Вряд ли избиратель поймет и проголосует за действующую власть, если доллар будет обходиться ему в 10–14 гривен. Или к 2014 году мнение народа уже никого интересовать не будет?
Но валюты в резервах Нацбанка не так чтобы и много. Запасы опустошены до психологически важной отметки в 30 млрд долларов. Согласно подсчетам иностранных рейтинговых агентств, к концу 2012 года объем золотовалютных резервов в стране составит примерно 28 млрд. Прогноз МВФ еще более пессимистичен — 24,5 млрд долларов. А от обслуживания валютных займов никуда не деться. Пик выплат придется на сентябрь и декабрь. В такой ситуации правительству ничего не остается, как вновь лихорадочно одалживать деньги. Занимают средства и в Европе, и в Китае, и, согласно модной тенденции этого года, в России. Обстановка же на финансовых рынках в целом и вокруг Украины в частности грустная. Новые займы достаются стране все дороже, а сроки выплат по ним все меньше. Не улучшит положение и недавнее размещение отечественных еврооблигаций, за которые Украина выручила у иностранных инвесторов 2 млрд долларов.
Поэтому независимо от того, какое именно большинство сложится в парламенте, финансовый сценарий будет незамысловат и одинаков. Правительство с центробанком попытаются, насколько это вообще возможно, сгладить колебания курса гривны, используя валютные резервы. В том случае, если темп расходования золотовалютных запасов не убавится и сохранится текущая ситуация во внешней торговле, запасов НБУ хватит максимум до середины 2013 года. Вся надежда остается на приток новой валюты. Но для этого существует всего два основных канала. Первый и маловероятный сценарий — увеличение экспорта при условии замедления роста импорта, а лучше — его сокращения. Второй — брать твердую валюту взаймы. Чем, собственно, правительство сейчас активно и занимается. И к середине 2013 долгов станет еще больше, а времени до старта президентской кампании — совсем немного.
Поэтому очень скоро и власть, а вместе с ней и страна окажутся практически в долговом тупике. Можно, конечно, будет, например, вовсе прекратить платить МВФ и ряду других кредиторов. Кстати, это не самая плохая идея. Так поступила Греция, после чего никто особо не пострадал. А греческий долг, надо сказать, в несколько раз больше украинского. Сэкономленную валюту смогут использовать для поддержки стабильного курса гривны. Правда, есть небольшая тонкость: в таком случае Украину объявят дефолтной страной со всеми последствиями, неизбежными для крупного бизнеса и банковской системы. И если сейчас экономика худо-бедно, но растет, то отсутствие притока внешних кредитов заблокирует экономический подъем напрочь.
Второй путь выхода из ситуации — отпустить гривну в свободное плавание. Чего, кстати, требует от Украины МВФ, настаивая на "большей курсовой гибкости". В этом случае дела с валютными резервами так или иначе, но наладятся. Но вряд ли избиратель поймет и проголосует за действующую власть, если доллар будет обходиться ему в 10–14 гривен. Или к 2014 году мнение народа уже никого интересовать не будет? Вполне может быть и так. Я, например, практически уверен, что сразу после выборов в Верховную Раду начнутся разговоры о расширении ее полномочий, о возможности выборов главы государства парламентом и других политико-экономических шалостях. Когда экономическая ситуация в стране чрезвычайна, внедрить элементы авторитаризма проще простого.
Александр Крамаренко, главный редактор персонального делового журнала "Деньги.ua"