Горечь независимости

Несмотря на все успехи, достигнутые за 17 лет независимости, Украина безнадежно отстает от бывших собратьев по соцлагерю

Related video

В конце 1990 года Польша начала либеральные реформы, что вызвало живейший интерес у советских народных депутатов, в том числе и у автора этих строк. Мне хорошо запомнилось интервью, которое давал возле курилки в подвале Верховного Совета академик Леонид Абалкин – заместитель председателя Совета министров СССР Николая Рыжкова. Его главная мысль была такой: поляки показывают нам пример, достойный подражания. И спустя 15 месяцев мы пошли вслед за Польшей.

Правда, завоевав независимость, Украина тут же покатилась в бездну. К 1999 году общий объем ВВП упал в 2,5 раза, и без того скромные доходы сограждан – втрое. Более 80% украинцев стали нищими – их доходы были ниже прожиточного минимума, детей родилось на 280 тыс. меньше. Закрылись тысячи предприятий, распались трудовые коллективы – творцы высокотехнологичной Украины, превращавшейся в технологического аутсайдера.

Подъем наметился лишь в 2000 г. При премьере Викторе Ющенко отменили бартер и льготы "блатным" фирмам, то есть коррупцию в дележке доходов нации. Ушли от дефолта и начали подниматься. Вышли на устойчивый рост благосостояния украинцев – после долгих 17 лет их реальный доход в 2008 г. наконец-то приблизился к по-коммунистически скромному уровню 1991 г. Да, бедных и сейчас постыдно много – 13 млн., но это уже 30% общей численности населения, а не 80%. Украинцев рождается все больше, хотя рождаемость еще и не достигла уровня 1990 г. Хуже с ВВП – по итогам текущего года он вряд ли составит более 80% от уровня последнего года пребывания в СССР.

После оранжевой революции деньги хлынули в Украину. За 13 кварталов, пролетевших после ее завершения, заграница одолжила нашему бизнесу в 3,3 раза больше, чем за все предыдущие годы независимости. Это конвертированное в доллары доверие зарубежного бизнеса к нашей стране мощно поднимает благосостояние украинцев.

"Сравнение Украины с соседней Польшей повергает в большую печаль"

А что же Польша? К сожалению, сравнение Украины с соседней страной повергает в большую печаль. Оказывается, наши успехи более чем скромны. Поляки, имея куда более скудные природные ресурсы, производят ВВП на душу населения в 2,4 раза больше, чем мы. А чем больше ВВП, тем выше уровень жизни. На старте реформ эти показатели у нас были близкими: $5,8 тыс. в Польше и $5,1 тыс. в Украине. Энергичные реформы в Польше ускорили его рост до $16,3 тыс. в 2007 г. У нас же невнятные преобразования типа "между здесь и среди там" опустили его к 1998 г. в 1,7 раза – до $2,9 тыс. Рост возобновился лишь в 2000 г. – на девятом году независимости и реформ по-украински!

В 2008 году мы выработаем ВВП на душу населения столько же, сколько поляки в 1996-м. Начали реформы на 15 месяцев позже, а в итоге отстали на 12 лет – таков результат. Нарастающее отставание от Польши подтверждает и анализ торговли. В 2001 г. мы продали товаров в Польшу на $46 млн. больше, чем купили. Увы, сегодня все наоборот. В 2007 г. счет – $1,284 млрд. в пользу поляков. Причем 2008 год в торговле с Польшей мы закончим с еще большим дефицитом. Это очень плохо.

Но хуже всего, что мы позорно и, возможно, навсегда отстали от наших сотоварищей по бывшему Союзу. Даже сравнение с Белоруссией – как выстрел гаубицы в висок. И природных ресурсов особенных нет, и Бацька – не демократ, и народ уж такой промосковский, и в Европу не стремится, а душевой ВВП сябров – в 1,5 раза выше, чем у нас. Может, настало время задуматься, кому мы доверяли власть? И, главное, кому доверим ее завтра?