"Здесь живут крутые мужики"
Для того, чтобы лучше понять менталитет людей, ныне живущих в Донбассе, нужно в полной мере учитывать исторические особенности региона.
Немецкий картограф Иоганн Хоманн издал в 1720 г. достаточно четкую для того времени карту Европы. Так вот, территории нынешних Луганской, Донецкой и частично Ростовской областей на этом манускрипте называются весьма любопытно: "Земля казаков донецких". Не донских, заметьте, а именно донецких. На карте выделены четыре донецких города: Бахмут (сейчас Артемовск), Тор (сейчас Славянск), Райгородок и Ямполь. В общем, это были достаточно населенные территории, и при этом вольные казачьи земли. Если проследить за их судьбой, обнаружится, что на протяжении нескольких веков сюда прибывал люд азартный, энергичный, предприимчивый, смелый, сильный. Стекался он практически со всех центральных губерний России. Неспроста Викентий Вересаев в одном из своих рассказов о Донбассе сообщает: "Здесь живут и работают крутые мужики".
Хорошо известно: Донбасс — край многонациональный. И многонационален он до невероятности. В соответствии с переписью — 1959 г.— к примеру, в промышленном городе Снежном на востоке Донецкой области одну пятую населения составляли татары. Их массовое переселение на Донбасс проводилось в 1929, 1944 и 1956 гг. Вначале казанские татары прибывали сюда для восстановления угольной промышленности по предложению Сталина, затем уже по инициативе Никиты Хрущева — на строительство новых угольных шахт. Хочу заметить: и, конечно же, не только татары…
Мало кто сегодня обращает внимание на то, что из нынешнего почти пятимиллионного населения области добрых полмиллиона — это выходцы из западных регионов Украины. Многие из этих людей "отмотали" сроки в сталинских лагерях. После отбытия наказания или реабилитации около 200 тыс. из числа бывших "зеков" предпочли поселиться в густонаселенных местах, где легче затеряться. Еще десятки тысяч т.н. "западенцев" пополнили армию горняков, когда Никита Хрущев принял решение об ускоренном строительстве в Донбассе 56 шахт. До сих пор здесь работают шахты, которые названы "по территориальному признаку". Например, "Волынская". Ее, вместе с потомственными горняками, строили как раз выходцы из Волынской области. Такое переплетение самобытностей — реальный устоявшийся факт, осознание которого крайне важно для понимания того, как складывалась ментальность здешних, в чем-то острых, авантюристических, а в чем-то и обстоятельно-предприимчивых людей.
Мы часто слышим: "Донбасс — край угля и металла". Это правильно. Но нельзя не затронуть и тему духовности. Как известно, крещение Руси князем Владимиром состоялось в 988 г. Но еще за 200 лет до этого в донецком Святогорье появились православные монахи: жертвы иконоборчества в Византии нашли здесь надежное убежище. В том же Святогорске в 1927 г. был установлен 28-метровый памятник Артему, учредителю Донецко-Криворожской республики, скульптора-авангардиста Кавалеридзе. Монумент и по сей день высится над Северским Донцом. В памятнике несколько сотен, если не тысяч тонн железобетона. Кстати, в 1943 г. немцы так и не смогли его взорвать. Так вот, слова Артема, высеченные на обелиске, на мой взгляд, хорошо характеризуют суть социальной психологии людей Донбасса: "Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо". Уверен, что в Донбассе и во второй половине ХХ го, и в начале ХХI го века неорганизованных людей (в политическом плане тоже) заметно меньше, чем в иных регионах Украины. Видимо потому, что жители края в большинстве своем имеют самое прямое отношение к коллективному труду в условиях крупного промышленного производства. Это формирует и организовывает человека куда больше, нежели работа на селе или в заштатном городке. Думаю, как раз в этом нужно искать истоки "железобетонного" характера и рядовых жителей Донбасса, и лидеров региона.
Особо хотел бы подчеркнуть нередко замалчиваемый факт тесного переплетения в Донбассе украинской и российской культур. Именно из здешних мест родом Сергей Прокофьев и Владимир Сосюра. На Донетчине четверть века учился и творил Василь Стус. Здесь выросли и стали известными певцы Анатолий Соловьяненко, Юрий Гуляев, Иосиф Кобзон — казалось бы, абсолютно разные люди. Но все они горячо любимы в Донбассе. Вне зависимости от национальности здесь их называют "своими". А в Донбассе это— высшая награда.