Интернет убивает газеты
На одну из обложек журнала The Economist мы поставили заголовок «Кто убил газету?». Я имею в виду в первую очередь ежедневные газеты (чьи тиражи на Западе в последнее время сокращаются – Фокус). Еженедельные журналы более сильные, потому что им удобнее проводить анализ, и Интернету не так просто с ними конкурировать.
А еще еженедельные журналы могут конкурировать с "онлайном" за счет рекламы. Дело в том, что ежедневные газеты зависят от объявлений о работе, об аренде и продаже жилья – от того, что называется classified. Именно за эти объявления с ними будет конкурировать Интернет. А еженедельные журналы больше зависят от рекламы продуктов, от имиджевой рекламы компаний, поэтому они более защищены.
The Economist получает от рекламы только 47% своих доходов, а остальные 53% – от продажи журнала. Но мы – издание премиум-класса, и наша цена продажи достаточно высока, чтобы получать высокую прибыль. Многие американские журналы в рознице стоят намного дешевле. Поэтому я думаю, что, к примеру, у Businessweek это соотношение может составлять 80% к 20%, примерно как для украинских изданий. Но все же Интернет будет расти. Кстати, The Economist тоже зарабатывает деньги с помощью своего веб-сайта, но это небольшая часть, возможно, 10%.
Я знаю, украинские издатели открывают новые и новые проекты, в том числе ежедневные газеты. Но здесь совсем другая ситуация. В Советском Союзе газеты были под жестким контролем власти, а сейчас рынок становится все более открытым. Кроме того, небольшое количество украинцев имеют постоянный доступ в Интернет. Поэтому рынок для новых газет в этой стране перспективен.
И все-таки я думаю, что когда доступ в Интернет среди украинцев станет достаточно широким, украинские газеты и журналы будут иметь проблемы. Но пока (а это может продлиться пять лет или больше) Украина – очень хороший рынок для газет.