Дед Мороз в отставке

Кризис делает ненужными те профессии, которые, казалось бы, востребованы в любые времена. И наоборот

В студенчестве Олег подрабатывал массовиком-затейником. В декабре – январе для него наступал звездный час – можно было подхалтурить по знакомству Дедом Морозом. Врожденный артистизм, который он оттачивал в Институте культуры "имени" Михаила Поплавского, делал Олега желанным гостем на новогодних праздниках.

Тем не менее, закончив институт и покрутившись какое-то время на разных работах, Олег неожиданно устроился в банк. С ремеслом тамады или ведущего вечеринок его новая работа не имела ничего общего, а друзья Олега даже не представляли, как он сможет надеть строгий костюм с галстуком.

Но галстук Олег надел, а банковский бизнес счел весьма перспективным. Тем более что в этом его регулярно убеждали европейские хозяева банка, к которым он часто летал на тренинги. Оптимизм сквозил даже в мелочах. Например, европейцы объясняли Олегу, что в рекламе банка или в дизайне его сайта использовать следует только фотографии, сделанные в солнечную погоду, а люди на них обязательно должны улыбаться.

Закат банковского солнца наступил внезапно. Сделавшие ставку на розницу, европейцы сейчас испытывают проблемы, а на Олеге к тому же висит долларовый кредит. "Хоть Дедом Морозом снова подрабатывай", – грустно шутит он, глядя на новогоднюю иллюминацию магазинов.

"Люди привыкли к такси. Как ездили, так и будут ездить. А не было бы кризиса, ездили бы гораздо больше"

Однокурсник Олега Женя, открывший бизнес по торговле спортивной одеждой, сейчас тоже сомневается в перспективности профессии. Нет, интерес к здоровому образу жизни в трудные времена, несомненно, растет. Вот только спортсмены и любители активного отдыха предпочитают доставать из шкафа старые костюмы и кроссовки, а не радовать себя обновками от известных фирм, как это было в прежние годы.

Скачки курса гривны только усугубляют ситуацию. Недавно Женя хотел заработать на продаже мелкой партии товара 80 евро за один день. Но в течение дня валютная погода изменилась так радикально, что навар бизнесмена составил 1,5 евро. Да и четырехзначные цены на спортивные куртки ввергают в шок даже пижонов со стажем.

В то, что банкир или торговец вдруг окажутся ненужными профессиями, еще полгода назад мало кто верил. Гораздо логичнее было бы предположить, что невостребованным станет частный извоз: негоже в трудные дни ездить в булочную на такси. Но теория оказалась мертва на практике.

Встреченный недавно на автомойке таксист явно излучал оптимизм. Дело было ранним утром, и он мыл машину после ночной смены. "Ну что, цены снижаете?" – спросил я у него. "Зачем?" – удивился водитель. "Ну как, когда бензин дорожал – вы же повышали. А сейчас бензин дешевеет", – объяснил я. "Нет, не снижаем, – ответил таксист. – И так ездят!"

Свои слова он аргументировал нехитрыми расчетами. В эту ночь у него был хороший улов: отдав диспетчеру таксопарка 800 грн., себе он оставил 2500. Даже в плохую смену заработок составляет не меньше 1000 грн. "Просто люди привыкли к такси. Как ездили, так и будут ездить. А не было бы кризиса, ездили бы гораздо больше", – объяснил таксист.

Какова будет самая престижная профессия, скажем, 2015 года, сейчас не берется сказать никто. Как не мог университетский профессор в конце 80-х предсказать, что он будет торговать вещами на рынке. Или прапорщик ракетных войск предвидеть, что станет работать экскурсоводом в музее. А в сам музей – бывшую сверхсекретную пусковую установку – гостей будут привозить на американском армейском автобусе, подаренном бывшим "вероятным противником".

Поэтому Олег сомневается, что даже такая вечная профессия, как Дед Мороз, будет востребована через год: "У нас вот в декабре новогодний корпоратив отменили. А у знакомых в банке – банальную пьянку устроили, без всяких там Дедов Морозов". И до последнего верит, что ему все же удастся остаться банкиром. "Нам недавно материнский банк денег подкинул", – с надеждой в голосе говорит он.