Эстония, Польша, кто следующий?
Большинство поляков намного лучше относится к россиянам, чем к украинцам.
Однако это не мешает России рассматривать Польшу как русофобскую страну, хотя украинцы не считают Польшу — и правильно — украинофобским государством. Проблема не в поляках и не в эстонцах, а в россиянах, которые стремятся жить мифами советского периода.
Вопрос памятников советского периода в Польше никак не связан с нынешними событиями в Эстонии или введенным Кремлем более года назад запретом на экспорт польского мяса в Россию.
Это легко осознать, если взять во внимание, что наиболее идеологически трудные для восприятия памятники прошлого ликвидированы еще на рубеже 1989-1990 гг. (Дзержинский, Ленин). В то время было переименовано и много улиц. Приблизительно тогда же — как правило, местной властью — принимаются решения о ликвидации менее одиозных памятников (каменные красноармейцы-"освободители", танки и т.п.). По разным причинам, в основном технически-финансовым, в полном объеме это не сделано и до сих пор.
Когда в конце 2005 г. власть в Польше взяли близнецы Качинские — ярые антикоммунисты — было очевидно, что возврат волны сносов памятников эпохи коммунизма в Польше является только вопросом времени.
Россия стремится жить мифом "большого освобождения" и совершенно не пытается понять: с освобождением она навязала тем же полякам и эстонцам собственный политический режим. Последнее тяжело или даже невозможно принять советским ветеранам. Очевидно то, что и поляки, и эстонцы позаботятся (и делают это) о достойном почитании останков советских воинов, которые погибли в борьбе с фашистской Германией. Но также очевидно и то, что рано или поздно в Польше будет ликвидировано или передано музеям все, что напоминает о четырех десятилетиях Польской Народной Республики. Так же, как в 1920-х годах были ликвидированы символы царского господства над Польшей.