Чем богаты. Что принесет Украине зона свободной торговли с Канадой

Выдержать международную конкуренцию можно лишь при наличии развитой высокотехнологичной промышленности

Фото: Николай Лазаренко / пресс-служба президента Украины
Фото: Николай Лазаренко / пресс-служба президента Украины

На этой неделе было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Канадой. При всей важности этого события хочу дать умеренно критический взгляд на проблему в целом.

Деятельность зон свободной торговли основана на "теории сравнительных преимуществ", которую разработал почти 200 лет назад английский экономист Давид Рикардо. Он считал, что стране выгодно производить продукцию, если эта страна имеет пусть не абсолютные, но хотя бы относительные преимущества перед другими государствами (в производстве этой продукции). Согласно этой теории, свободная торговля обязательно стимулирует рост производства и товарообмена во всем мире. Но не все так просто в нелинейном мире…

Реалиями, например, ЕС, внутри которого действует "свободная торговля", доказано: колоссальные преимущества получают государства, занимающие по отношению к другим доминирующее положение в вопросе производства современной высокотехнологичной продукции. Именно поэтому мы стали свидетелями драматических событий, происходящих в экономике некоторых стран Евросоюза. Если в Германии длительное время наблюдался профицит во внешней торговле, то одновременно с этим дефицит внешнеторговых операций выпивал жизненные соки из экономик Ирландии, Испании, Греции, безжалостно загоняя их частный сектор в "долговую яму". Страны Южной Европы активно импортировали продукцию из государств Северной Европы, причем этот импорт оплачивался за счет формирования многомиллиардных долгов европейских "южан" перед европейскими "северянами".

Располагающие серьезным сравнительным преимуществом страны — высокоразвитый промышленный сектор, производящий продукцию, соответствующую лучшим мировым образцам, разработанным на основе передовых научных достижений, — активно экспортировали свою продукцию в государства, не обладающие подобными преимуществами. При этом действие ЗСТ было важнейшим дополнительным фактором, способствующим беспрепятственному проникновению немецкой и французской продукции с высокой долей добавленной стоимости на рынки Ирландии, Испании, Греции, Болгарии, Румынии, Венгрии, где могли предложить лишь отдельные виды сырья, полуфабрикатов и сельскохозяйственной продукции, добавленная стоимость в которых существенно ниже, чем в товарах, экспортируемых Германией, Францией, Бельгией, Голландией.

"Действие ЗСТ было важнейшим дополнительным фактором, способствующим беспрепятственному проникновению немецкой и французской продукции с высокой долей добавленной стоимости на рынки стран, которые могли предложить лишь отдельные виды сырья, полуфабрикатов и сельхозпродукции, добавленная стоимость в которых существенно ниже"

Если такой явный дисбаланс не является тайной, то почему в Украине продолжают уповать на то, что включение нашей страны в ту или иную ЗСТ (будь то Таможенный союз, ЗСТ с ЕС, теперь — ЗСТ с Канадой) станет фактором возрождения экономики? Это особенно странно на фоне уже имеющихся данных о настоящей, а не овеянной мечтами эффективности для нашей страны от действия ЗСТ с ЕС…

Пребывая в плену убеждений о решающей роли свободной торговли, многие государственные мужи и эксперты полагают, что вступление Украины в ту или иную ЗСТ будет способствовать возрождению неуклонно утрачиваемого промышленного потенциала. Критическая масса аналитиков убеждена в превалировании торговой политики над промышленной политикой. Но в современном мире успех достигается за счет внедрения в промпроизводство технологических инноваций, а не благодаря участию в ЗСТ.

Телегу поставили впереди лошади — вместо создания условий для формирования в Украине высокотехнологичной промышленности сознательно или несознательно дискурс смещен в сторону обсуждения торговой политики. А ведь в истории не было стран, которые бы экономически процветали на протяжении долгого времени, не имея при этом развитого промышленного сектора. Добившиеся успеха государства очень часто применяли протекционистскую политику в отношении к национальной промышленности и переходили к открытой международной конкуренции лишь после того, как национальные производители были технически, технологически и финансово подготовлены к успешному противоборству с конкурентами.

Именно выбор правильной промышленной политики должен быть приоритетом для нашего государства, а не упование на политику торговую. Промполитика должна формироваться исходя из стремления к технологическому превосходству — Украине необходимо выйти из соревнования с Беларусью по количеству произведенных минеральных удобрений или с Индией по объему выплавленного чугуна.

Как показывает практика стран — участниц ЗСТ, неэффективные в плане промышленного производства предприятия быстро покидают рынок. Это же происходит, пусть и в несколько более отдаленной перспективе, с компаниями, которые, имея определенные преимущества, почивают на лаврах, не беспокоясь ни о снижении издержек производства, ни, главное, о повышении технологической оснащенности. И тех и других вытесняют с рынка иностранные конкуренты, и этот процесс значительно облегчается именно соглашениями о ЗСТ.

"Телегу поставили впереди лошади — вместо создания условий для формирования в Украине высокотехнологичной промышленности дискурс смещен в сторону обсуждения торговой политики"

Получат ли украинские предприятия выгоды от ЗСТ с Канадой? Получат. Но если посмотреть на структуру украинского экспорта в Страну кленового листа, видно, что преимущества получат производители полуфабрикатов и сырья, а также низкомаржинальной сельхозпродукции. Согласно данным таможенной статистики за 2015 год, около двух третей объема украинского экспорта в Канаду приходится на медные листы и листы из других металлов, сантехнические изделия из черных металлов и химические реагенты. Не стоит забывать и о неурегулированности вопроса технических барьеров в торговле с Канадой.

У Украины, как правило, отсутствуют даже элементы относительных преимуществ перед теми странами или государственными объединениями, с которыми мы заключаем ЗСТ. И адепты первичности в торговой политике не должны подавлять своей гиперактивностью тех, кто понимает — в первую очередь необходимо сосредоточиться на выборе и реализации правильной промышленной политики, на повышении эффективности и культуры производства, на росте удельной производительности труда: сначала необходимо создать в Украине рикардинские "сравнительные преимущества"! И только затем появится возможность воспользоваться преимуществами зон свободной торговли.

Оптимизма у меня немного — технологическая модернизация экономики Украины значительно уменьшит капиталы "элит", которые сформировали его торговыми и финансовыми операциями или эксплуатацией технологий времен второй промышленной революции. То есть отечественным магнатам невыгодна технологическая модернизация. Возможно, поэтому и отвлекается внимание от промышленной политики и промышленного протекционизма на обсуждение вопросов ЗСТ. Или я слишком высокого мнения о наших "элитах" и случившееся заблуждение произошло самопроизвольно?

Как бы то ни было, только безоговорочный приоритет политики промышленного протекционизма способен спасти экономику Украины.