Лицом к России
Без улучшения отношений с северным соседом Украина не может рассчитывать на развитие экономики
К России нужно повернуться лицом, а не правым боком и с прикрытым правым глазом. Только так мы можем увеличить благосостояние украинцев. И только тогда наши внуки опровергнут тезис "мы отстали навсегда", а наши граждане перестанут вымирать и разбегаться.
От большевиков нам досталось немало единых и неразделимо общих для постсоветских стран международных конкурентных преимуществ. Растаскивание их по национальным "хатынкам" приводит к утрате этих преимуществ как таковых. Говорю о признанных в мире высокоэффективных крупных современных научно-производственных комплексах: самолетостроении, ракетно-космической индустрии, морской индустрии, нефтегазовом комплексе, АПК.
Морская индустрия – важное международное конкурентное преимущество многих стран. Еще бы! За время эксплуатации судна собственник получает прибыль, в 2–3 превышающую затраты на его строительство. Темпы роста морских перевозок и вылова рыбы существенно выше темпов роста мирового ВВП. А глобализация мировой экономики и увеличение количества голодных обеспечат это соотношение в долгосрочной перспективе. Морская индустрия – это Клондайк Украины!
Со времен Петра I морская индустрия развивалась как целостное международное конкурентное преимущество и царской России, и СССР. Гражданский флот успешно конкурировал с флотами высокоразвитых стран и был органично включен в мировую экономику, а с мощью военного – считались все потенциальные противники. А вот другие отрасли, в частности сельхозмашиностроение, легковое автомобилестроение, станкостроение, котировались лишь в странах третьего мира.
Мозжечок морской индустрии был в Питере. Там издавна находились все ведущие институты отрасли и создавалась стратегия развития флотов. В Украине работали десятки конкурентоспособных конструкторских бюро, судостроительных заводов, портов, перевозили десятки миллионов тонн грузов, ежегодно вводили в строй около сотни судов. В отрасли трудились 200 тыс. украинцев, получавших весьма пристойную зарплату.
Что очень важно – украинская часть отрасли дополняла потенциал российской. Точнее, мы создавали остро необходимые родине корабли и суда, которые строить в России было невозможно либо крайне невыгодно. То же самое можно сказать и по поводу перевозок грузов и вылова рыбы.
Сегодня отрасль развалена. Все показатели упали в 8–10 раз. "Гуляет" 130–150 тыс. рабочих мест. Ежегодно мы теряем 100–120 млрд. грн. ВВП и 50–60 млрд. грн. зарплаты. Отсутствие долгосрочной загрузки судостроения и развития отрасли в целом блокирует решение ее ключевой проблемы – восстановления трудового потенциала. Морская индустрия Украины погибает.
А рядом – Россия, мощная морская держава с громадной и долговременной потребностью в обновлении устаревшего флота (более 1000 единиц) и не имеющая мощностей для строительства крупных транспортных и рыболовных судов. Эти мощности остались в Украине.
Для РФ, имеющей 38 тыс. км береговой линии и 102 тыс. км водных путей, мощный флот – это еще и обеспечение территориальной целостности. Именно поэтому российское правительство выделяет на обновление флота колоссальные средства.
Нет сомнений, что Россия может полноценно загрузить морскую индустрию Украины на десятки лет вперед. Ради спасения этих и других международных конкурентных преимуществ стоит отказаться от вступления и в НАТО, и в Евросоюз.
В начале 1990-х годов московские вожди понимали опасность грядущего развала конкурентоспособных отраслей. Но допустили его. Почему? Похоже, что Киев их просто обманул.