Деньги возвращаются
Группа Fiat Auto присматривается к Chrysler, а еще – к европейским заводам General Motors (в Германии – Opel, в Британии – Vauxhall)
Не то чтобы дела у американских суперкомпаний хуже некуда – машины продаются, доходы есть. Но автопроизводители в долгах как в шелках. И о добровольном банкротстве автокомпании заявляют для того, чтобы защититься от кредиторов. Например, GM все еще безуспешно пытается договориться с держателями своих облигаций о реструктуризации долгов на сумму около $27 млрд. А Chrysler накануне договорился с кредиторами о списании $6,9 млрд. в обмен на обещание немедленно выплатить около $2 млрд.
И в этот самый невеселый для мировой автоиндустрии момент Fiat собрался покупать кучу компаний в Европе и Америке. Вряд ли это происходит потому, что кризис уже достиг своей нижней точки. Судя по словам представителей Международного валютного фонда, а также Уоррена Баффета, дно – еще впереди. Как минимум, его можно ждать не раньше осени 2009 года. Почему так говорят, понятно: МВФ нужны деньги от стран-доноров (а кто же будет пополнять фонд, если кризис уже исчерпан?), а Баффет нынче сидит на деньгах и ждет, чтобы облюбованные им компании перед скупкой еще подешевели.
И потому действия Fiat – добрый знак. Во-первых, они означают, что у компаний-производителей есть наличные (ну, или безналичные). Это здорово – значит, не только спекулянты выиграют от кризиса. Во-вторых, покупательские настроения итальянцев говорят о том, что до дна кризиса осталось на самом деле очень и очень недолго. В прозорливость боссов Fiat можно верить: не будь они прозорливы, не было б у них сегодня денег на покупку вчерашних конкурентов.
Конечно, британское и германское правительства попытаются выкрутить Fiat руки – уже озвучены сообщения о том, что в ФРГ недовольны перспективой сокращения рабочих мест на скупаемых заводах Opel. С теми же сложностями итальянцы столкнутся и в Великобритании. На пути у них могут встать неуступчивые автопрофсоюзы в США. Но это, скорее всего, проблемы сотрудников тех заводов, которые Fiat собирается покупать: не состоятся покупки – начнутся действительно массовые сокращения рабочих мест.